[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]
Acid
jazz - заставит
танцевать даже мертвого
В начале 80-х в одном из английских клубов ди-джей Giles Peterson после ставших традиционными экспериментов с acid house и hip hop заиграл то, что сам потом определил как acid jazz. Первоначальный стиль hip hop был кардинально изменен, а то, что получилось в итоге, представляло из себя весьма необычную смесь соула, фанка и сугубо джазовых мелодических линий. Именно с этого времени acid jazz стал продаваем и конкурентоспособен, привлекая к себе все большее и большее внимание звукозаписывающих компаний.
Немного, кстати, о них: «Instinct Records» сейчас рекламирует себя как ведущий американский Acid Jazz лэйбл; «Charlie Hunter Тrio» является наиболее значительным из действующих на сегодняшнем рынке грамзаписей поставщиков всего нового в целом и acid jazz релизов — в частности; «Blue Note» — гигантский джазовый концерн; ну, и, конечно же, «Talkin' Loud» — оригинальный звукозаписывающий лейбл, созданный в 1988 году самим Giles Peterson. Плюс множество независимых и небольших компаний, а также целый ряд филиалов таких крупных и ультрамажорных лейблов, как «Polygram» и «Virgin (Acid Jazz)».
Что же такое acid jazz? Сегодняшнее положение вещей в музыке, характеризуемое проникновением одного стиля в другой, способствует тому, что кислотный джаз подпадает почти под любую категорию. Кто-то из авторов жанра определяет acid jazz как ассимиляцию таких направлений, как самбa, босса-нова, даже калипсo и румбы, в джаз посредством hip hop и acid house. В таком случае, музыка Tito Puente также может рассматриваться как acid jazz.
Acid jazz — это наложение и пересечение нескольких жанров, возможно даже по несколько раз в одной песне. Acid jazz также зачастую основывается на заимствовании ранее разработанных идей — от фрагментарного использования уже известных мелодий (при этом их количество в одной такой песне-компиляции доводится до экстремума) до целых реминисценций на темы John Coltrane и Miles Davis на основе фанка и hip hop. Вполне возможно, что в данный момент именно деятелям acid jazz каким-то подсознательным образом удается реализовать то, что Miles Davis попытался вполне сознательно предпринять еще с «Bitches' Brew», говоря, что джазовые музыканты могут и должны, играя для публики, использовать элементы рок музыки, создавая тем самым большую привлекательность самого джаза для слушателя. В данном случае, как мы можем убедиться, важна не идеология, a результат.
А что по этому поводу думают современные джазовые музыканты? Так, Adam Sutherland считает что так называемый традиционный джаз давно не актуален и не играет уже той роли в прогрессивной музыке, как это было прежде. Маэстро полагает, что джазом 90-х может называться лишь acid jazz, зародившийся где-то в эстетике хип-хоп посредством переосмысления различных ортодоксальных направлений в музыке через сэмплирование и использование множества передовых компьютерных технологий ди-джеями Старого и Нового Света. Если не такой, то приблизительно такой же точки зрения придерживаются и многие другие (и не только джазовые) музыканты. Andrew Jervis, используя элементы jungle (а именно — бас и ритм-секцию, имеющие, по его словам, наибольшее влияние на сам стиль acid jazz), перемешивает их с так называемым trip hop, трактуя полученный результат как одно из ответвлений джаза 90-х в интерпретации стилистики acid jazz. Adam Sutherland же на просьбу о классификации acid jazz как такового отвечает, что это «не стиль и не направление в современной музыке, а скорее способ обработки и сэмплирования различных звуков вне законов какой бы то ни было музыкальной эстетики». Далее он продолжает: «Современные джазовые музыканты все еще открыты для идей прошлого, но сейчас они, естественно, не могут оставаться такими, как Chaka Khan или John Coltrane».
Giles Peterson — инициатор самого феномена: «Аcid jazz — музыка, не знающая стилистических ограничений, музыка эмоций, музыка, которая заставит танцевать даже мертвого».
Еще один взгляд на acid jazz. Говорит человек, который уж наверняка должен знать, что же это действительно такое — Eddie Piller, управляющий компанией «Acid Jazz»: «Acid jazz — чушь, мягко говоря. Нет никакого такого направления или жанра в музыке. Это всего лишь звукозаписывающий лэйбл. Вот что это такое. В свое время я пытался защитить диссертацию на предмет acid jazz и не смог дать не одного определения этому течению».
Что же, случается и так, однако многие музыкальные издания, такие, как «Straight No Chaser», с течением времени уделяли acid jazz все больше и больше внимания и, соответственно, места, определяя в своих публикациях лицо новомодного направления как довольно смелую попытку исследовать джаз, фанк, salsa, бразильскую музыку, hip hop, подав все это,так сказать, «в одном флаконе» с добавлением музыки Африки и прочих этнических «замесов» опять же на основе hip hop. Вместе с тем это уже не был привычный hip hop, это уже не был indie, однако музыка была настолько живой и непосредственной, что вам просто хотелось танцевать, не думая ни о чем. Академизм традиционного джаза, доступный далеко не всем, благодаря стараниям Gilles Peterson и James Lavelle, в данный момент представляющих лэйбл «Mo'Wax», обрел второе дыхание в совершенно иной музыкальной среде, как бы подтверждая слова Boris Blank (Yello): «Джаз и академическая музыка в своем традиционном прочтении скучны и несовременны. Танцевальная музыка — вот выход из сложившегося тупика, поскольку именно танец был всегда актуален. Первое, что создали люди, — это ритуальные танцы, и, будьте покойны, последнее, что они будут делать, это танцевать до упаду».
Вот еще некоторые сентенции на предмет разговора.
Ди-джей Andrew: «Неотъемлемая часть музыки аcid jazz — это сами ди-джеи, их работа с виниловыми дисками и прочим подручным материалом, поскольку здесь принципиально то, что музыка создается из уже существующей музыки. Понимаете, одно инспирирует появление чего-то другого, выливаясь при этом в совершенно иную форму, в результате и содержание делается совершенно иным. А acid jazz — музыка, зародившаяся в среде лондонских клубов, музыка актуальная на момент ее создания, музыка, всецело зависящая от самого ди-джея, его настроения, эмоций и так далее...»
Zack Najor (ритм-секция «Allstars»): «Все это началось с «A Tribe Сalled Quest». Они всякий раз говорили: «Мы играем джаз!», при этом в творчестве перекликаясь скорее с «Public Enemy» («Terminator X» последних запомнился мне отвратительно сэмплированной линией ударных)".
Ди-джей Krush: «Acid jazz» в данное время проходит все те стадии, которые проходили в свое время все виды альтернативной музыки: зарождение жанра, существование его в кругах андерграунда, последующий выход из таковых с ростом популярности... Не все в этом хорошо — появляется много вторичной музыки чисто коммерческого толка, с другой стороны, аcid jazz получил много времени на радио и телевидении, что, несомненно, является большим плюсом, поскольку далеко не все живут в городской черте, не все имеют возможность сходить на party в один из клубов. К тому же реклама на радио и ТВ сказывается на дистрибуции альбомов.»
В заключение — немного истории аcid jazz.
Douglas Payne: «Забавно, как много времени требуется американцам, чтобы оценить то, что породила их собственная культура. Ди-джеи Gilles Peterson и Chris Bangs из Лондона полностью сформировали основу, так сказать, концептуальный подход к созданию подобной музыки еще в 1987 г., начав играть старый джаз в качестве клубной танцевальной музыки. Та музыка содержала элементы фанка, рокабилли, психоделии и чего-то еще, что было скорее компромиссом между джазом 60-х и джазом 70-х годов. Потом началось повальное увлечение acid jazz, захватившее Европу, Японию и, наконец, Америку, долгое время игнорировавшую acid jazz как таковой. В итоге американский лэйбл «Fantasy» дал «добро» многим подопечным британского лейбла «Beat Goes Public» на выпуск CD. Тогда-то acid jazz и стал официально признанным музыкальным жанром. Десятилетием позже американские лейблы «Prestige» и «Blue Note» приступили к полномасштабному выпуску «кощунственной» продукции. Американские переиздания включали Rusty Bryant, Johnny Hammond Smith, Boogaloo Joe Jones, Pucho, Don Patterson, Booker Ervin, Melvin Sparks, Houston Person, Sonny Stitt, Bernard Purdie, Idris Muhammad, Jack McDuff, Leon Spencer, Sonny Phillips, Richard "Groove" Holmes, Gene Ammons.
Один из перечисленных исполнителей, Jack McDuff, представляет в данном случае знаменитый квартет с гитаристом George Benson, тенрорсаксофонистом Red Holloway и ударником Joe Dukes. Все 12 трэков этой 70-минутной компиляции были записаны в июле 1964 г. Вероятно, квалифицировать представленный материал как acid jazz и рановато, но основные черты того, что позже окрестят аcid jazz, здесь имели место, что дает нам полное право полагать временем возникновения acid jazz конец 60-х — начало 70-х, а вовсе не середину 80-х годов. Еще одно имя — Leon Spencer. Достаточно послушать «Sneak Preview» (1970 г.) и более коммерческое продолжение проекта — «Louisiana Slim» (1971 г.), где прозвучали его незабываемые клавишные партии, исполненные на Hammond B-3. В целом материал представляет довольно оригинальную комбинацию джаза и рока со странными и закрученными groove-соло в исполнении Melvin Sparks, что в сочетании с диско-ритмами уже вполне может претендовать на звание acid jazz. Ни один из этих альбомов не стал классикой жанра, хотя подобных примеров не так уж и много и, безусловно, Leon Spencer имеет полное право быть одним из идеологов современного аcid jazz.
Особо хочется обратить внимание на такого пианиста, как Sonny Phillips, бравшего уроки игры на органе у Ahmad Jamal под впечатлением Jimmy Smith, влияние которого будет ощущаться в его творчестве достаточно продолжительное время. Альбом «Black Оn Вlack» (1970 г.) стал переломным не только в процессе развития традиционного джаза, но также и в процессе проникновения его в музыку сугубо танцевальную. Альбом этот примечателен еще и тем, что, именно начиная с него, «Prestige» перестает игнорировать подобного рода музыку, видя явный коммерческий успех последней.
Следует также отметить предыдущую сольную работу Sonny Phillips «Sure 'Nuff» (1969 г.), представлявшую собой также довольно нестандартный джаз, только с более жестким блюзовым миксом.
Состав здесь следующий. Virgil Jones — труба, Houston Person — тенор-саксофон, Boogaloo "Joe" Jones — гитара, Bob Bushnell — электробас. На «Black on black» Rusty Bryant сменяет Houston Person, Melvin Sparks составляет тандем Jones, Jimmy Lewis сменяет Bushnell.
Также хочется сказать несколько слов о таких мастерах раннего acid jazz кaк пианисты Richard "Groove" Holmes(1931—1991 гг.) и Gene Ammons. На фоне первых трех пианистов их вклад в джаз не столь значителен, но, во всяком случае, музыка очень приятная и веселая — ее просто обязательно нужно послушать!
Современный аcid jazz лично мне классифицировать представляется почти невозможным, поскольку количество различных приемов и стилистических заимствований даже у одного исполнителя столь велико, что какие-либо границы, на мой взгляд, отсутствуют вообще. Поэтому я ограничился рядом цитат из высказываний деятелей, так или иначе связанных с процессом производства аcid jazz.
Надеюсь, прочитанное заинтересовало вас, если раньше вы не имели об аcid jazz какого-либо представления... Вроде бы говорится: «Лучше один раз увидеть...», но если у вас нет возможности слетать на вечер в Лондон, осмелюсь предложить вашему вниманию перечень продукции, просто необходимой для прослушивания.
Итак
- «James Taylor Quartet», «Night Trains», «United Future Organization», «Brand New Heavies», «Young Disciples», DJ Takemura, DJ KRUSH, «Jamiroquai», Ronny Jordan, «Incognito», «D-Influence», «Corduroy», «New Jersey Kings», «Mother Earth», «Snowboy», «Jazzhole».
(Кубиков)
Иногда удивительно, сколько разных значений вкладывается в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды прозвучало как случайно брошенная ремарка, стало частью международной музыкальной терминологии. Сейчас происхождение термина Эсид Джазз обросло мифологией, но в действительности вполне возможно отследить место и время его возникновения. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что по одной из версий впервые это выражение - Эсид Джазз - ввел британский ДЖ (ныне продюсер) Крис Бэнгс. Занимаясь музыкой Эсид Хаус на самых ранних стадиях ее зарождения Крис и его партнер Жиль Петерсон имели пристрастие к ретро фанки-джазовым сэмплам или иначе говоря ретро фанки-джазовому исходнику для экспериментирования с Эсид Хаус. Однажды непосредственно во время микса, варьируя скоростью вертушки чтобы добиться эсидхаузного эффекта "Моющей машины" Крис Бэнгс объявил примерно следующее: "Все фигня, парни, это эсид джазз!" Это и было началом. В дальнейшем уже партнер Бэнгса Жилль Петерсон развивал это понятие и изобретение. Полностью менялся весь музыкальный ландшафт, эсид хаус казался авангардным и способным изменить всю музыкальную субкультуру. Жилль Петерсон пытался сделать так, чтобы джаз становился частью этого процесса. Петерсон сконцентрировался на игре "ретро"музыки, на ее микшировании с новейшими танцевальными стилями. По одной из версий, можно считать, что эсид джаз по-настоящему утвердился на вечеринках Дингволлс в Лондоне, где в течение четырех с половиной лет на компактном танцполе проходили эксперименты с многовариантным смешением джаза, соул, латин, с хип-хопом и хаусом. Эти эксперименты стали получать все большую известность и распространились в собственных, самых разнообразных версиях Германии, Швейцарии, Италии и дальше. Соответственно, понятие эсид джаз стало получать все больше толкований среди многих людей. о в любом случае главный принцип в общих чертах оставался прежним: это танцевальный джаз в смеси с новейшими музыкальными стилями и технологиями. Надо отметить значительный вклад в становление эсид джаза лэйбла "Импульс!", который под влиянием продюсера Боба Тьела записал огромный спектр авангардной джазовой музыки от Колтрэйна, Арчи Шеппа и Фаро Сандерса до коммерческих западноамериканских Габора Сабо и Тома Скотта. Причем экспериментирование с этой музыкой вызвало к жизни такой стиль как соул-джазз. Уже в шестидесятых джазз вступал как бы в диалог с развивающейся популярной музыкой, что влекло за собой некоторые изменения в ритмической основе самого джаза. То, что и как получалось при смешении джаза с ритм-н-блюзом, лэтин, соул, нравилось и традиционной джазовой аудитории, но еще более было пригодно для ДЖ и их аудитории. Существует и другая точка зрения на развитие эсид джаза, правда она более затрагивает джэззи хип-хоп, но одновременно влияет на представление о возникновении и развитии эсид джаза в целом. Подчеркну и это очень важно: эта точка зрения отражает мнение американских музыкальных критиков. В 1986 Стетсасоник, Бруклинская рэп-группа с участием продюсера Принса Пола создала с применением сэмплинга трэк "Токин Олл Дэт Джэзз". Что Стэтсасоник не поняли в первый момент, это то, что они положили начало целому стилю. А в прессе сразу появились статьи, дескать, началась новая эра джаза, это революция в звуке, которая позволяет джазу стать наконец музыкой молодежи. Вплоть до 1989 такое смешение рэпового хип-хопа и джаза оставалось все еще новым и свежим: звучание духовых инструментов было как бы из старых времен, но актуальность придавали голоса МС. Примером того может быть Гэнгстарр. Значительно вклад создание джэззи хип-хопа внес в конце 80-х продюсер Премьер, отличавшийся колоссальным пристрастием к джазовому фанку. Премьер выпустил сейчас уже забытый альбом трех артистов Дональда Берда, Роя Айерса, Лонни Листона Смита, который стал выражением стиля хард-боп. Хотя кто-то мог бы и отдать здесь первенство патриарху джаза Майлсу Дэвису, известному экспериментатору со свободным смешением джазовых, роковых и популярных стилей (первые подобные опыты Майлса Дэвиса произошли еще более 20 лет назад, когда именно ему удалось создать стиль джазз-рок). Незадолго до его смерти Майлс Дэвис обосновался в студии специально ради того, чтобы поучаствовать в новой волне джазз-фьюжн, в результате появился стиль джазз-боп (Ду-боп-сонг). Однако в действительности этот трэк в таком виде получил известность уже после смерти Майлса Дэвиса в 1991, благодаря его обработке МС ИзиМоБи. Во второй половине 70-х в Лондоне новая джазовая сцена сформировалась благодаря британским группам, которые возрождали соул и эта новая волна получила название rare groove. Эта новая волна сохраняла джаз фанк образца конца 60-х и оберегала и саму эту музыку и аудиторию от влияния американских диско и рок-н-ролла. Американские музыкальные критики признают, что именно с легкой руки или легкого языка британских ДЖ уже в 80-х появилось выражение эсид джазз. Также признается, что это выражение мало о чем говорит, кроме как об истоках этой музыки в американском соул и фанке с джаззовыми элементами. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что понятие эсид джазз определяет более откуда эта музыка произошла, нежели что она такое. Но тем временем в Штатах да и в Канаде хипхоп приобретал все более джазовый звук. В частности, канадские Dream's Warrioirs в 1990 вышли на новый уровень такого смешения, создав очень известный трэк My Definition Of Boombastic Jazz Style с применением древних, архивных джазовых записей. После Dream's Warrioirs и Gangstarr, другая группа A Tribe Called Quest стала в новом Свете одним из самых известных хипхоповых проектов с ипользованием джазового звука. Именно благодаря трэку Jazz (We've Got) джазовые критики изменили к лучшему свои представления о так называемых b-boys. А после того, как Грэг Осби выпустил свой Street Jazz стали говорить, что в джаз пришла новая уличная энергия и джаз получил новую аудиторию - молодежную. Как и в Лондоне, на рубеже 80-90 по всей Америке стали возникать группы, играющие freestyle Hiphop, что было особенно удобно, так как молодежная аудитория в массе своей не знала джаз. Например, Solsonic из Лос-Анджелеса умудрились смешать по-своему джаз, фанки, рэгги, лэтин. По мере роста джазового хипхопа как жанра, на него стали обращать внимание представили и альтернативной и даже поп, особенно R&B сцены. К джазовому хипхопу обратилась, например, Ненна Черри (кстати дочь великого джазмена Дона Черри). Другим гибридом стала группа Get Set V.O.P. В их трэке У А А вокальный скэт совмещен с звуком в стиле Боп старой школы. Вашингтонское Peace Bureau разместило рэп в стиле скэт поверх звуков джазового органа Hammond и джазового саксофона. Таким образом, по мнению музыкальных критиков, в первую очередь американских, начало 90-х принесло уличную энергетику в джаз и дало ему новый импульс, новую аудиторию.