[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]
Ain’t talking about dub
Мы недаром
назвали эту статью так же, как и известный
трэк Apollo 440 - любые рассуждения о дабе
неизбежно приводят к ассоциациям с другими
стилями, казалось бы, бесконечно далекими
от roots. И, несмотря ни на что, так и не удается
получить четкий ответ на вопрос "Что же
такое даб?" Это почти как буддизм - чтобы
понять суть вещей, о них не надо говорить
или называть их. И тогда придет
Просветление
В музыкальной среде, где даже 15 минут сланы уже кое-что да значат в продвижении вперед, даб расценивается как одна из твердынь, остающихся верными себе - некая великая могучая сила. Удерживающая в равновесии систему и сохраняющая незыблемой структуру. Кроме того, даб как словоформа и как термин просто обожаем любителями поразглагольствовать на умные темы. Им можно вертеть, крутить, как хочешь, подгонять и приспосабливать в нужном месте, использовать как приставку или часть сложных слов, понижать или повышать тон разговора, - причем все это присуще как слову, так и звуку. Я думаю, каждый любитель музыки имеет хотя бы примерное представление о том, как он звучит, и распознает без труда среди прочей музыки. Но вот объяснить мне до недавних пор так никто и не смог. Ни что это? Ни как? Ни ареала его распространения, ни обычаев, ни повадок, ни как его ловить, ни как дрессировать. Ответ пришлось искать самостоятельно, и, прослушав бездну пластинок, пролистав весь музыкальный архив за последние 10 лет и даже, вопреки всем своим принципам, проведя несколько суток в интернете, удалось собрать по кучкам и наконец-то [те. кто пытался когда-нибудь заняться этим. мне должны искренне посочувствовать) заполучить неуловимого, скрытного, дикого зверя ДАБ.
"Вне реггей тусовки все горазды направо и налево рассуждать о дабе, не понимая даже, к какому классу понятий он относится", - это мнение практически всех roots людей от King Tubby до Mad Professor.
Даб - это техника. Это манера и приемы
студийной работы, взошедшие на
плодородной реггей-почве, ростки из
оставшихся в земле корней - roots. Кто
занимается техно, джанглом, амбиентом и
трип-хопом и привык возиться со звуком,
должны знать, что эти приемы существуют с незапамятных
времен. Этот почерк - автоматическое письмо:
начав делать музыку, надо отключиться,
расслабиться, освободить сознание и играть
на уровне подсознания. Фактически наиболее
приемлемая история "дабового рождения"
[что уже не совсем верно), такова: все началось
на Ямайке, в самом начале 70-х годов, когда
уже зрелый King Tubby принялся переделывать
вокальные партии, некогда им же записанные
левой задней ногой. Небрежно и неряшливо
сведенные, спонтанно аранжированные
неясными отголосками каких-то изумительных
странных эффектов, удлиненные и
развернутые версии вокальных композиций
отличались еще невероятной глубиной низов
качающего, наитяжелейшего баса. В ходе
последующих 10 лет эстафету подхватили
другие ямайские продюсеры и музыканты - Yabby
U, Augustus Pablo Joe Gibbs, пресловутый Lee Penny - и
медленно, но верно духовный эпос даба стал
постепенно просачиваться в другую музыку,
неся с собой свое уникальное звучание: в рок,
фанк и диско, затем в хип-хоп и электро, хаус
и техно, эмбиент, трип-хоп, электронный
авангард [artificial intelligence) и джангл.
Другая точка зрения, которой придерживается Kevin Martin, ответственный за выпуск на Virgin великолепного сборника "Macro Dub Infection", состоит в том, что этот дух или эпос был всегда, неотъемлемый от любых музыкальных экспериментов во все времена, а ямайский roots реггей просто оказался первой инстанцией, на которой стало отчетливо видно истинное лицо и суть того, что мы теперь называем ДАБ - "отфильтровывание звука от музыки, которая целиком и полностью зависит от песен, в чьем окружении происходит ее развитие". На сборнике "Macro Dub Infection" эта концепция проиллюстрована воистину с панорамным размахом. Среди проектов с отчетливым даб-стержнем есть представители практически любых течений и направлений, нередко диаметрально противоположных и даже враждебных. Вначале идут классики old school: "Mad Professor" и "Disciples". Затем музыканты чуть более юные "The Rootsman" и "Iration Steppas", джангл и брейкбит представляют "4 Него", "Omni Trio", "Spring Hell Jack", техно электроника: Wagon Christ [Luke Vibert], трип-хоп представляют Tricky, "Earthling", acid-jazz - "Tortoise", dark ambient - "Scorn". На вышедшем вслед за MDI 1 появился и MDI 2. Даб на нем записан следующим составом: Maurizio, Bill Laswell, "Zulutronic", "Plug" [Luke Vibert]. "Mouse On Mars", "Prince Paul", Андрей Гуров [DJ Vadim] и т.д.
Таким
образом абсолютно ясно, что
действительно стилеобразующим признаком в ситуации с
дабом является звук, и любой может заказать
и получить дабовый ремикс. Если проводить
параллели, то даб-звук - это почти аналог
эсида. King Tubby, Lee Perry, Throbbing Gristle, Merzbow (Japanese abstract
sonic supremo], Mad Professor, Kraftwerk, Bobby Konders - все они -
пионеры acid house, в 1988-1989 торчали на acid. Эсиде
во всех смыслах этого слова. Притом, что
эсид имеет три ключевых значения:
1. Об LSD говорить не стоит,
ибо статья рассчитана на просвещенную
аудиторию.
2. Acid House - это собирательное название
всей музыкально-электронной революции
конца века. Кислотный дом был штабом этой
революции, которая хотела счастья не для
всех, а для себя и своих близких, она не шла в
массы, она бежала от них в леса, поля,
далекие страны, подальше от непосвященных.
House-домом мог служить заброшенный амбар,
сеновал, завод, руины храма, бамбуковый лес,
ядерный реактор и т.д. А эсид был паролем. Читатель
бесспорно знает, но все же напомню, что Acid -
это звук, издаваемый синтезатором баса Roland
ТВЗОЗ - acid line. Тех, кого не нужно, он легко
отпугивал, а своих затягивал в водоворот
безоглядного счастья, радости и любви. Мало
кто пережил это время, ведь нелегко
испытывать оргазм несколько лет почти без
перерывов, да и вообще за счастье нужно
платить. Особенно за такое. Недаром Norman Cook
[aka FatboySlim. Pizzaman. Mighty Dub Katz, Beat International. Freakpower]
сказал, что эти годы были золотым веком
человечества.
3. И, конечно же, Acid - это стиль
электронной музыки, когда основа
композиции исполняется на ТВ-303 или же
основной акцент смещен на acid-line. С другой
стороны, присутствие столь характерного
тембра и частоты вибрации, аналогичное
сверхтяжелому сердцебиению даб-баса, само
по себе перетягивает центр внимания и
перевешивает остальные составляющие
каждой конкретной вещи с участием ТВ-303.
Таким образом, стоит услышать занудное
гудение, как знаешь, что это Acid, а какой эсид
это уже имеет второстепенное значение. Acid
Jazz, Acid House, Acid Trance, Trip Hop, Acid Phunk или что-нибудь
еще.
Послушайте басовую линию [bassline] у King
Tubby... а теперь послушайте 303 acid line... Вы
услышите, сразу почувствуете и поймете,
что настроение, энергия, глубина, дух,
мотивация у них идентичны. Даб отличается
от многих других sound-социумов большим
количеством творчески разносторонних и
одаренных людей со своими неординарными
подходами к происходящему и особенным
взглядом на жизнь и творчество. Danny из Renegade
Soundwave, который употребляет термин "даб"
в значении "свобода выражения",
пояснил свою мысль - "детство и
отрочество, проведенные на Западе Лондона,
означают, что мы выросли рядом с реггей.
Вполне естественно, что менталитет этой
музыки органично сосуществует в нас с
нашим собственным и накладывает отпечаток
на любую другую музыку, к которой мы имеем
отношение. Жить в Лондоне с детства
означает большой опыт межнациональных
контактов и философию космополитизма. Ты
добавляешь реггей во все, что пропускаешь
через себя - в хип-хоп, в арабскую, испанскую
и индийскую музыку. Он звучит вокруг тебя
везде - рвется из проезжающих мимо машин,
из окон домов, магазинов и киосков; ты
впитываешь его, а потом выжимаешь из себя
уже в иной форме. И
огромная благодарность
той многолюдной
волне первопроходцев, тем британским
музыкантам, которые были полны решимости
достичь желаемого и добились выхода на
другие уровни. Orb, Leftfield, Andrew Weatherall, Dreadzone, Rockers
Hi-Fi, Dub Funk Association and so on. Начиная с момента
своего зарождения и заканчивая сегодняшней
ситуацией, когда даб был растащен по
кусочкам сперва пост-роком, потом панком, а
затем почти всеми электронными течениями
от эмбиента до джангла, трип-хопа и его
большого поклонника downtempo, он был и остается
на самом гребне волны радикального
звукового авангарда. Мы сейчас живем в
постмодернистскую эпоху, во время
царствования Ремикса, ставшего уже общим
местом в музыкальной культуре. Даб-версия
или даб-микс встречаются почти на любом
релизе последних лет, и мало кто помнит или
даже знает тот факт, что эта техника впервые
была использована в маленькой студии на 18
Dromilly Avenue, в районе Waterhouse, в столице Ямайки
Кингстоне (Kingston Town]. Пионером-новатором даб-аранжировки
был электронный звукоинженер и оператор по
имени Osbourne Ruddock, но толпы, осаждавшие его
дансинги, и бесчисленные исполнители и
музыкальные продюсеры, не раз прибегавшие к
его услугам, звали его не иначе как King Tubby. Он
родился Кингстоне в 1941 году, а в 1968 работал
на собственной Sound System's "The Home Town Hi-Fi".
Между Sound Systems всегда существовала жестокая
конкуренция, и операторы старались завоевать
преимущество путем достижения
неповторимости звучания. Одна из самых
больших S.S. в то время принадлежала Рудольфу
Редвуду (Rudolph Redwood] из Spanish Town - бывшей столицы
Ямайки в десяти километрах от Кингстона.
Его программа носила громкое импозантное
название: Ruddy's Supreme Ruler of Sound [Верховный
Правитель Звука Руди]. По договоренности с
ветераном-ди-джеем Деннисом Алькапоне [Dennis
Alcapone]. Руди каждую неделю скупал в Coxsone
студии все, что было записано за это время,
чтобы переписать музыку на ацетатные
пластинки и эксклюзивно играть ее на своей
S.S. Это было отличной идеей, т.к. сделав
рекламу на танцполе, можно потом уже только
удовлетворять спрос жаждущих обладать
услышанным. Кроме того, Руди стал печатать
новые версии хорошо известных мелодий на Duke
Reid Treasure Isle студии, где работал инженером Byron
Smith. Услышав об этом, Tubby специально съездил
в Spanish Town и понял, что нужно делать. Переняв
инициативу у Руди и Сеймура Вильямса по
прозвищу Стерео [Seymour Williams). Tubby очень скоро
их обогнал. Играя версии старых Rock Steady
вещей в своих сетах, он стал основанием
великой карьеры ди-джея U-Roy, который вырос
на этих ритмах и стал представителем
сегодняшнего рэпа.
В ранних
70-х Tubby приобретает дисконарезочную машину
и погружается в изготовление даба. В 1972 у
него появляются двухдорожечник и
самодельный микшер, и он приступает к
работе с такими продюсерами как Bunny Lee и Lee
Perry, с которым они делают стерео-даб альбом
"Blackboard Jungle" в 1973. Он также сотрудничает
с менее плодовитыми (но не менее новаторскими]
продюсерами Glen Brown, Augustus Pablo, Winston Riley, Roy Cousins и
Carlton Patterson. Bonny Lee сводит его со студией Dynamic,
которая продает ему четырехдорожечник. С
такой аппаратурой он смог конструировать
специально подогнанное оборудование для
своих нужд, включая фейдеры, без которых он
не мог бы незаметно и мягко сводить миксы.
Это дало Tubby преимущество по сравнению с
инженером Studio 17 Thompson, работавшим с Randy и
сводившим треки более отрывисто, используя
кнопки. Именно Randy стал помещать ритм-версии
на обратную (B-side] сторону пластинки и
называть их "даб". Tubby даже смог сделать
себе "замедленное эхо" или
ревербератор путем пропуска петли из
магнитопленки через головки двухдоро-жечника.
В 1974 год Tubby вошел уверенной поступью: Bunny Lee
стал основным клиентом студии, поставляя
сотни заказов и делая обработки для всех
своих лучших исполнителей, включая Johnnie Clarke
и Cornell Campbell. И все это в крошечной студии.
Импровизация становится актуальной -
большинство даб-версий К.Т. были сведены
вживую. Оператор играл на пульте, как
джазмен-виртуоз, выдувающий соло из своего
саксофона, переконструируя, вновь
изобретая, пересочиняя музыку на ходу.
Каждый раз, когда Tubby имитировал даб,
записывалась опять совершенно новая версия.
Он мог, например, постукивать по пружинному
ревербератору, получая звук, похожий на
раскаты грома, или превратить короткий
звуковой текст в глубокое эхо, потом решил
использовать звуковые эффекты, имитирующие
сирены или выстрелы. Эффект был
сногсшибательный - дабовые альбомы, вроде
спродюсированных Ли Перри "Dub From The Roots"
и "The Roots of Dub", продавались невиданными
тиражами. К середине 70-х Tubby начинает учить
других звукоинженеров, водя их по
запутанным лабиринтам даба. Его помощник
"Prince" Phillip Smart уезжает в США (сейчас он
руководит там одной из лучших реггей студий
"HCF']. и Tubby берет себе вместо него Gloyd James,
более известного как "Prince", а позднее -
"King" Jammy, вернувшегося из Канады в 1976
году. Родившийся 26 октября 1947 года в Montego Bay,
он был изначально представлен Bunny Lee Tubby,
когда играл со своей Sound System в Waterhouse в конце
60-х вместе с ди-джеем Lizzy. Jammy смикшировал
сотни даб-композиций для Bunny, включая и
самые известные. В 1978 году он организовал
собственный лэйбл, начав с ураганной
инструментальной версии "Shank I Shek",
данной ему другим патроном К.Т. - продюсером
и певцом Vivian "Yabby You" Jackson. К 1 985 году Jammy
становится ведущим, даже главным
продюсером на Ямайке, лично ответственным
за целое новое поколение музыкантов и ди-джеев.
70-е подходили к концу, и Overtone 'Scientist' Brown
становится главным звукорежиссером у К.Т.
Кто бы ни сводил треки у Tubby, звук всегда был
уникальный и не похожий на другие, причем не
важно, кто из миксмастеров был за пультом -
конечный результат всегда носил клеймо Tubby.
В начале 80-х он целиком посвящает себя
созданию новой студии, заканчивает ее в 1985 и
вскоре продюсирует первый хит Anthony Red Rose
"Temper". Все идет к тому, что он должен
наконец стать человеком № 1 в ямайской
музыке, успешно продолжая работать со
своей командой Firehouse Crew, но рано утром 6
февраля 1989 происходит трагедия - King Tubby был
застрелен недалеко от своего дома. Убийца
так никогда и не был найден. Тем не менее,
новаторские открытия Tubby продолжают жить по
сей день - дабовые ремиксы, придуманные и
рожденные им, распространились по всему
миру. Возьмите песню, просто любую песню на
выбор, отнесите ее в студию, и вам ее
превратят во что хотите, в такое, что почти
ничем не напоминает оригинал. Реальность
на любой вкус! Мечта алхимиков воплотилась
в жизнь - железо становится золотом, металл -
хардкором, эмбиент - драм-н-бейсом. А
началось все именно с даба. Чрезвычайно
устойчиво ошибочное представление о дабе
как об инструментальном реггей с
психоделическим оттенком. Просто даб был
изобретен на Ямайке и, естественно, даб-трансформации
производились на реггей-материале, хотя то
же самое можно сделать с любой музыкой. Даб -
это биение сердца. Тяжелая горячая
пульсация, охватывающая вас целиком и
проникающая в каждую клетку тела. Даб -это
то, что вы слушаете девять месяцев до
появления на свет. Он как наркотик - главная
из человеческих привычек. Это нечто
изначальное, глубинное, эсхатоническое,
неземное, вселенское. Даб - это раскаты
грома, это шум сходящей лавины, это дыхание
океана, это северное сияние, это свечение
планктона в южных морях, это завывание
ветра, это эхо в горах и ущельях. Это те
корни и истоки, о которых мы даже и не
догадывались. Выше я уже говорил об
автоматическом письме. Так вот, взяв песню [все-таки
почему-то реггей взять приятней),
накладываем студийные эффекты, используем
разнообразные примочки, которые превращают
реггей во внеземной и призрачный ландшафт,
все еще цепляющийся за землю при помощи
ритма (его называют не rhythm, a riddim).
Оригинальный ремикс. Музыка в трех
измерениях. Растаманская вибрация. Только
растаманы или, лучше, растафарианцы,
вооруженные воображением, преисполненные
внутреннего трепета и света, а технически
богатые лишь двумя пружинками, парой мотков
резинового жгута и лейкопластырем, могли
ухитриться добыть музыку за миллион
световых лет от Земли, приладить к ней басы
и отправить бит за пределы солнечной
системы. И все после этого изменилось
навеки и никогда не будет таким, как раньше.
ПТЮЧ
#12’99