[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]
Solar X
Беседовал
Михаил А. Шишков, журнал Fuzz,
11-1997.
В
их число, несомненно, попадает Solar
X,
разговоры о котором не стихают с осени
прошлого года. Музыкант, провозглашенный
открытием года, вызывающий пересуды в
электронной тусовке. Кто он? Компьютерный
гений, по мнению одних, или шарлатан по
мнению других? Или просто человек,
увлеченный своим делом? Ответы на эти и
другие вопросы приводятся ниже в интервью,
которое я взял у музыканта дождливым
воскресеньем.
Fuzz:
Ты помнишь свое первое столкновение с
электронной музыкой?
Solar
Х: Конечно, помню: это произошло года в два
или три. Из приемника доносилась пьеса "Рорсоrn".
С того момента и началось мое увлечение
музыкой, в которой используются
электронные звуки, потом позже, в возрасте
пяти-шести лет, я был с родителями в цирке,
где был такой номер: канатоходец шел по
вертикально натянутому канату. И все это
сопровождалось музыкой то ли Space,
то ли Kraftwerk.
Fuzz:
Как начинались твои ранние пробы пера?
Solar
Х: Я никогда не думал серьезно писать музыку.
Порой, конечно, такие мысли меня посещали,
когда я перелистывал очередной журнал. Но я
никогда не мечтал о том, что такая
возможность у меня будет. Иметь свой
синтезатор - это было недосягаемо. И вот
однажды мой отец-физик отправился с чтением
лекций в Ирландию и привез оттуда "Ямаху".
Его никто не просил об этом, но праздник
состоялся, и на многие годы. Я начал
проводить долгие часы на протяжении недель
и месяцев за инструментом, пытаясь
подбирать то, что мне нравилось. Потом
состоялось мое знакомство с аналоговым
синтезатором "Маэстро" - очень
интересным инструментом отечественного
производства. Потом появился компьютер, и с
его появлением я начал более серьезные
опыты, поскольку на "Ямахе" все было
сложно: сначала придумывалась одна мелодия,
затем - другая, третья, потом - запись на
кассету. Затем кассета вставлялась в
магнитофон, который мог звучать с двух
каналов и сверху делалась еще одна накладка.
И так три-четыре накладки, без секвенсора. (улыбается)
Таким способом я записывал множество
кассет, на которых были всевозможные
наброски, отложенные мной "на потом".
Единственная работа доделанная мной до
конца - пьеса "Мерцающая Поверхность".
Я редко возвращаюсь к старым работам.
Обычно сочиняется новый материал, а о
старом забываешь.
Fuzz:
Как получилось, что к середине 80-х тебя не
задело то, что называется "русским роком"?
Solar
Х: Рок-н-ролл я слушал лет с десяти,
поскольку мои родители были им увлечены.
Благодаря им я познакомился с музыкой
Брайана Ферри и др. К середине 80-х я слушал
ранний хип-хоп, затем Сabaret
Voltaire,
Depeche
Mode.
К этому времени рок меня уже не интересовал,
я воспринимал его как архаичную музыку.
Меня всегда привлекала электронная музыка.
Поэтому я очень любил Depeche
Mode,
в музыке которых практически не было гитар,
если и были, то в виде исключения, не так, как
у других. Музыка была одним из многих моих
увлечений. Когда было время посидеть дома, я
часами сидел за синтезатором, что-то
сочиняя. За день я мог сочинит пять-шесть
мелодий подряд. На завтра - столько же. А рок-н-ролл
- это другой мир, не пересекавшийся со мной
никак.
Fuzz:
Ну а музыка "монстров жанра" - Tangerine
Dream,
Клаус Шульце - не интересовала?
Solar
Х: На определенный момент мне нравилась
любая музыка, где использовался
электронный звук. Это были O.M.D.,
Laibach,
Жан-Мишель Жар, Tangerine
Dream,
Клаус Шульце... Но когда я cтал
сочинять музыку сам, мне стало интересно
слушать что-либо другое, порой
противоположное своей. Кстати, тогда я
слушал много китайской симфонической
музыки, и до сих пор сохранил несколько
пластинок. Мне нравится музыка, которую
невозможно предугадать. Поэтому очень
люблю Баха, музыка которого преподносит
неожиданные ощущения. Повторяемость в
музыке - для меня критерий сомнительный.
Идея должна звучать столько, сколько нужно
для ее выявления. Хотя существует
медитативная музыка, когда люди в течение
нескольких часов хотят сосредоточиться на
чем-то одном.
Fuzz:
Как же появился Solar
X?
Solar
Х: В начале 90-х я попал в автомобильную
аварию, и засел дома практически безвылазно
на два года. Основным моим собеседником
тогда стал компьютер, хотя друзья постоянно
меня навещали. Благодаря компьютерным
сетям у меня появилось множество знакомых в
Америке и Англии, писавших музыку с
использованием аналоговых синтезаторов.
Единственной радиопрограммой, которую мне
интересно было слушать в ту пору, была "Ковчег
дядюшки Ко". В таком недостатке
информации пришло осознание того, что если
я хочу чего-то необычного, то должен
написать все сам. В этом, наверное, и
заключается главная причина того, что я
начал писать музыку: мне хотелось услышать
то, что интересно самому, а не то, что кто-то
дал послушать. Находясь дома после аварии, я
придумал себе псевдоним - "Outre
Mer",
что по-французски означает "заморский".
Под этим псевдонимом я делал треки, которые
электронной почтой рассылал друзьям - в
Москве и за границей. Уже тогда существовал
саунд-лист "Аналоговые Небеса",
объединяющий тех, кого увлекал аналоговый
синтез. Среди этих людей есть те, кто
занимается работами с аналоговыми
синтезаторами с 60-х годов. Многие их советы
мне тогда очень помогли. Вскоре мне
позвонил один из моих друзей и предложил
выступить в клуб "Пилот". Это было
неожиданно, хотя к тому моменту я подумывал
о выступлении на сцене. Передавая демо для
"Пилота", я решил не использовать
старый псевдоним, т. к. этим я раскрыл бы
себя для тех, кого знаю в сетях Internet,
Fido.
В ту пору мне хотелось сохранить инкогнито.
А Solar
X
появился так: буквально накануне я писал
программу для физического факультета, где
тогда работал. Я закончил физический
факультет МГУ и в качестве диплома писал
программы для лабораторных работ. Это была
программа расчета солнечных потоков,
проходящих через атмосферу, называлась она
"Solar
Flucks".
Сокращенный вариант "Solar
X"
Кроме того, в Германии существует
одноименный журнал, объединяющий любителей
фантастики. Так же в каком-то
фантастическом романе существовало
раковое заболевание того же названия.
Fuzz:
Ты стал одним из первых музыкантов,
привлекших внимание американского лейбла
"Defective
Records".
Как случился такой альянс?
Solar
Х: Как я уже говорил, где-то на рубеже 94-95
годов я забрался через Internet
в саунд-лист "Аналоговые Небеса" и
задал вопрос, связанный с русскими
синтезаторами. Мне ответило множество
людей, одним из них был Тед Нигрен - шеф
лейбла "Defective
Records".
Он попросил меня прислать кассету, что я и
сделал через знакомых. Там ее послушали и
предложили мне издать присланный материал.
Мне понравилось название, сама идея выпуска
как бы сломанной пластинки. В то время меня
привлекала экстремальная музыка, я делал
разрушенные звуки, пропускал их через фуззы
и дисторшены. Как выяснилось, я не был в этом
одинок.
Fuzz:
Мне попался в руки номер "Птюча",
запомнившийся и основном твоим интервью с
Робертом Мугом. Честно говоря, я не знал, что
в России такое количество людей работало
над созданием синтезаторов.
Solar
Х: История синтезаторов интересует меня
давно. Причем не только устройство.
Приобретая очередной синтезатор, я давал в
"Аналоговых Небесах" описание всех его
данных. Что касается изобретателей,
упомянутых в том интервью, то они все живы,
за исключением Льва Термена, которого я еще
застал в МГУ, где он работал на физфаке.
Хорошо помню его волосы, идущие назад,
словно он бежал навстречу ветру.
Разговаривать с ним мне не довелось.
Грустно было смотреть на него в
университетской столовой - человек, бывший
живой легендой, сидел за столиком и ел
вермишель, оседавшую на его пиджаке. Во
время конференции, приуроченной к 100-летию
со дня рождения Льва Термена, состоялся
показ фильма Стива Мартина "Термен:
электронная одиссея". Мне довелось его
посмотреть; фильм интересный,
документальный, но снят как художественный.
Причем на Западе он прошел не только в
кинотеатрах, но и в клубах, где исполняется
электронная музыка.
Fuzz:
Какому звуку ты отдаешь предпочтение -
сэмплерному или аналоговому? И почему.
Solar
Х: Все развивалось волнообразно. Было время,
когда я считал, что аналоговый звук
невозможно ничем воспроизвести. Сейчас же
мне кажется, что цифровые технологии более
гибки, но ограничиваться только ими - это
уже рамки. Я использую как сэмплеры, так и
аналоговые синтезаторы. Я редко использую
звуки, сэмплированные с микрофона. Мне
нравятся звуки, изначально рожденные в
электрических цепях, либо в цепях
компьютера. Звук в этом случае построен с
нуля, т. е. не имеет природного
происхождения. Хотя мне нравятся скрипка,
орган, звуки которых я использую в
некоторых вещах.
Fuzz:
Какова история появления альбома "X-Rated"?
Solar
Х: История простая: у меня скопилось много
материала, а послушать было нечего. Стало
ясно, что если я не выпущу альбом, то не
состаюсь как музыкант. Все, что выходило
ранее - крохи. А мне хотелось выпустить свою
работу, организовать лэйбл. Я и мои друзья
собрали деньги и вложили их в готовый
альбом, записанный в 95-м году. Я даже
выпустил его ограниченным тиражом на
кассете.
Fuzz:
Работа в домашних условиях или home
taping
- для тебя вопрос идеологии или экономии?
Solar
Х: Я не могу представить себя в студии,
поскольку мне хочется, чтобы это было рядом
с местом, где я живу, чтобы процесс не был
ограничен временными рамками. И потом, мне
нравится идея создания всего своими руками
- от звука до конечного продукта. Наверное,
поэтому я не работаю с приглашенными
музыкантами. И я не один такой. Есть
достаточное количество музыкантов,
работающих в подобных условиях. Есть даже
термин "Bedroom
music".
Squarepusher,
Aphex
Twin
создают свою музыку в таких условиях.
Fuzz:
У нас, как известно, все иначе: если обычный
сэмплер доступен по цене любому американцу,
то у нас...
Solar
Х:: Аппаратура, которая есть у меня, дает
необходимое качество. Компьютер со
звуковыми картами, специальные цифровые
выходы - все это способно превратить
конечный звук в качественный продукт. Я
делал саунд, не используя сложных
компрессоров на мастере по верху, поскольку
вся обработка была сделана изначально. Звук
был изначально сделан с эффектом, потом
использован в записи.
Fuzz:
В буклете, сопровождающем "Х-rated",
упоминается лейбл Art-Tek,
который определяется как художественное
пространство для собратьев по разуму. Каким
образом сформирована репертуарная
политика на данной территории?
Solar
Х: Я не скажу, что это состоявшийся лэйбл.
Ситуация проста до традиционного: будут
деньги - выпустим что-то еще, не будет -
соответственно. Вокруг меня достаточно
людей, пишущих музыку, у каждого свое
отношение ней, к звуку. Но рынок у нас очень
специален: трудно продать тираж, чтобы
окупить расходы. Говорить о доходах излишне.
Есть планы по поводу компиляции, но есть
одно жесткое требование: никакой
посредственности не должно быть.
Fuzz:
Какие инструменты были использованы при
записи?
Solar
Х: Аналоговые синтезаторы российского
производства. Кстати, в том же 95 году я
записал еще один экстремальный по саунду
альбом, под псевдонимом Marya
Udarnik.
Названия пока нет, есть несколько вещей,
исполняемых на концертах.
Fuzz:
Как получился альянс с Артемом Троицким,
вылившийся в кавер- версию "Королевы"
Пугачевой?
Solar
Х: Я горжусь этой работой, а случилось все
так: Артема я знаю давно, он хорошо знает мою
музыку, оказывал мне поддержку. В декабре
прошлого года он позвонил мне и предложил
такой проект. Он приехал ко мне, я
засэмплировал его голос, потом разрезал
сэмплы на небольшие фразы и сунул в
компьютер, обработал и наложил музыку.
Послушал, что из этого вышло, попробовал
разные варианты, но вернулся к
первоначальному. (с
сожалением)
Досадно, что ни на CD,
ни на кассете я никак не упомянут. Кстати,
Артема это возмутило не меньше.
Fuzz:
Что, на твой взгляд, привлекает западных
издателей в музыке ди-джеев? Это попытка
получить то, чего не удалось добиться от "русского
рока" в силу почти полной
профнепригодности?
Solar
Х: Ситуация выглядит иначе. Рынок на Западе
перенасыщен, а хорошие работы можно
пересчитать по пальцам. На крупный лэйбл
пробиться практически невозможно. Defective
Records,
Sеrоtonin
- маленькие лэйблы и рынок у них также
невелик. Говорить о коммерческом успехе
поэтому не приходится. Можно говорить
только о наличии интереса. Россия занимает
не последнее место в создании электронных
инструментов. Может быть, в этом и кроется
разница между отечественной электронной
музыкой и роком. Корни нашего рок-н-ролла
довольно зыбки, они основаны на подражании
Вeatles
и др. Оригинальных групп очень мало. Тем
более, что текстовая сторона интересна
только здесь. А электронная музыка
космополитична. Ее пишут в России, Японии,
Франции, Америке. Это музыка нового
поколения, музыка cyberпространства.
Fuzz:
Музыка, представленная на "Х-rated",
отличается ассоциативностью...
Solar
Х: "X-rated"
- это буквально означает "запрещенный",
"детям до 16". Идея была следующей: взять
названия из рубрики объявлений в порно-
журналах. Будучи в Лондоне, у своего
приятеля DJ
Jango
я увидел книжку, представляющую собой
собрание визитных карточек-открыток,
которые оставляют в телефонных будках
Лондона проститутки. В книге их было
собрано около 1000. Интересно было
использовать названия, предлагающие себя. Я
просидел над книгой несколько часов и
выписал некоторые из них, не слишком явные,
без инвектива, но сочные. А потом я
подставил каждый трэк так, чтобы каждая
фраза ему соответствовала. Например, трэк
"Wicked
& Beautiful"
- "Прекрасная и Порочная". Он состоит из
двух частей, на самом деле их больше, но
выделяются наиболее ярко две. Все остальные
трэки также имеют связь с названием.
Исключение - трэк "tuch
pulses",
написанный ранее. А почему бы и нет? Эротика
- одна из самых мощных сторон бытия.