[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]
Portishead
Portishead (Портисхзд): город в Англии, на берегу Северного Моря, недалеко от Бристоля, маленький и ничем не примечательный. Развито рыболовство.
PORTISHEAD: Одна из загадочнейших групп нашего времени, основана в 1991 году в Портисхэде.
Возможно, самый интересный британский коллектив 90-х. Одни из изобретателей музыки XXI века
- трип-хопа. Песни PORTISHEAD — это гипнотическое капание тягучих фрагмектов-сэмплов, поверх них — таинственные "шпионские" мелодии и, конечно, неземной голос Бет Гиббоне. Он похож на божественно красивую фарфоровую статуэтку, которая разбивается и режет руки в кровь. Ледяной и сексуальный, он вводит в состояние транса и подчиняет себе с первых же звуков. Трип-хоп в последнее время называют современным блюзом, стало быть. Бет — Джэнис наших дней. И она отличается от Жемчужины ровно настолько, насколько девяностые — от шестидесятых. Автор музыки и идеолог PORTISHEAD — Джефф Бэрроу. Ещё в PORTISHEAD числятся Эдриан Атли — гитарист и иногда продюсер, а также гениальный звукоинженер Дэйв Макдональд. Джефф попал в музыку довольно традиционно — с шестнадцати лет работал оператором в той самой бристольской студии, где сейчас записывается; на его глазах MASSIVE ATTACK создавали звучание девяностых. В конце концов он решил, что пора создать собственную группу. Предыстория появления названия: одного яхтсмена, живущего в Портисхэде, отнесло в открытое море, и он уже не вернулся назад. Потом на яхте нашли видеокассету, которую он успел отснять. И на ней он повторяет: 'Вызываю Портисхэд, вызываю Портисхэд...". PORTISHEAD не в восторге от этого города - "Myзыка была для меня единственным шансом вырваться отсюда", -говорил Джефф. Бет ничего не говорила: она никогда не даёт интервью, никогда не приходит на пресс-конференции, и уж конечно, не перекидывается репликами со зрительным залом.
23-летний Джефф встретил Бет в агентстве по трудоустройству в 1991 - она узнавала, не требуется ли где певица, он искал музыкальную компанию, которая возьмётся спонсировать его начинания. По словам Джеффа, Бет, которой тогда уже было тридцать, до их встречи выступала с парой заштатных "пивнушных" групп, и вообще больше пела в ванной, чем на сцене. Разговорившись за чашечкой кофе, Джефф и Бет выяснили, что подходят друг другу: в частности, Бэрроу понравилось, что, в отличие от других вокалисток, с которыми он работал, Бет сама писала песни. А потом он услышал, как она их поёт - и история PORTISHEAD началась. В июне 1994 выходит 10-минутный фильм "То Kill A Dead Man", где Бет сыграла главную роль, а Джефф написал музыку; и первый сингл "Numb", занявший 10-е место в танцевальных чартах — тогда любая электронная музыка считалась танцевальной. Рецензии вышли не просто хвалебные, а полные чуть ли не религиозного экстаза. А коллеги без лишних слов наперегонки бросились к Бэрроу заказывать ремиксы. Таким образом, еще пребывая в относительной безвестности. PORTISHEAD обрабатывали песни таких гигантов, как PRIMAL SCREAM. Neneh Cherry. Tricky и DEPECHE MODE. И вот двумя месяцами позже появляется альбом "Dummy" . Он представлял собой такой поток свежих идей, будто на дворе стояли шестидесятые и вокруг расстилалось непаханое поле возможностей. С первых же звуков "Dummy" воздушная меланхолия призрачными потоками изливалась из динамиков, брала за душу, зачаровывала. PORTISHEAD смешали в принципе несовместимые стили: джаз (спасибо Эдриану Атли, пришедшему именно из джаза), депрессивную "атмосферную" готику (очевидно, Бет), музыку из шпионских и научно-фантастических кинофильмов 50-60-х, плюс новаторство Джеффа Бэрроу. На некоторых трэках очарательно воспроизведено потрескивание виниловой пластинки, и, вообще Джефф, как и его коллеги из STEREOLAB, предпочитает давно снятые с производства модели синтезаторов и прочего оборудования. И музыку, написанную до 1962 года. Меланхоличная рефлексирующая лирика Гиббоне идеально сочеталась с её божественным хрупким голосом. Бет хоть и любит музыку вроде FLEETWOOD MAC и Джэнис Джоплин, но вовсе не подражает им, её вокал скорее похож на Трейси Торн. Довольно сложно выделить один текст, одну песню: диск совершенно монолитен. Тот год запомнился эпохальными битвами за трон BEATLES (будто он освободился), но ни BLUR, ни OASIS не записали лучший диск 1994. Авторитетные "The Face", "Melody Maker", "Today" и десяток других присудили "Dummy' титул альбома года. Также PORTISHEAD получают премию "Mercury". В начале 1995 года выходит последний, третий сингл с "Dummy" — "Glory Box". Синглы PORTISHEAD заслуживают по крайней мере упоминания: на них вы не найдёте, как правило, весьма блёклых B-sides, то есть песен, не вошедших в альбом, зато та;.', присутствуют очень интересные версии: "Numb", например, легко превращается в джазовую импровизацию, "Glory Box" становится очень далёким от оригинала танцевальным трэком. И только на синглах можно найти фактический дебют PORTISHEAD — сыгранную только на живых инструментах тему из легендарного "То Kill A Dead Man".
Триумфально выступив на главном английском фестивале "Glastonbury" детом 1995, PORTISHEAD замолкает. Правда, на сборнике "Help!", доходы от которого пошли жертвам югославской войны, появилась новая вещь, "Mourning Air''.
Тем временем трип-хоп и PORTISHEAD становятся последним криком моды, всё, связанное с личной жизнью PORTISHEAD, вызывает огромный интерес. И если Джефф нет-нет да и даёт интервью, то Бет живёт затворницей в маленькой деревушке Девон, и наотрез отказывается встречаться с журналистами, которые в отместку пишут про неё всякую чушь. По немногочисленным высказываниям Джеффа, однако, можно заключить, что Бет не настолько депрессивная и замкнутая натура, как это кажется по её стихам. Газеты приписывали неразговорчивость PORTISHEAD их заносчивости, но сами они (Джефф то есть) утверждали, что их интересует только музыка, а не шумиха в прессе. К слову, хотя Джефф никогда не отрицал, что на него изрядно повлияли MASSIVE ATTACK, но не причислял PORTISHEAD к трип-хопу, говоря, что это не его дело — раскладывать всё по полочкам. Действительно, трип-хоп — довольно размытое понятие, "Lullaby", например, THE CURE — самый настоящий трип-хоп, а в 1989 и слова-то такого не знали. Уже в 1995 у PORTISHEAD появляется немало эпигонов: RUBY, MORCHEEBA, DUBSTAR — это только самые известные. Альбомы в похожем стиле записывают EVERYTHING BUT THE GIRL и Эдвин Коллинз. К 1996 трип-хоп из элитарного андеграунда превращается в доходную коммерческую жилку. Оставалось только ждать новой пластинки PORTISHEAD, обещанной ещё в незапамятные времена.
"Portishead": второй альбом группы PORTISHEAD из города Портисхэд.
Весь 1996 год PORTISHEAD не показывались — было непонятно, ждать ли нового диска вообще. Казалось, история PORTISHEAD не получит продолжения. Но вот летом 1997 наконец-то появляется новый сингл под названием "Cowboys". включающий одноименную песню и её инструментальную версию. "Cowboys" услышали далеко не все желающие — сингл вышел только на виниле смехотворным ти-раж.ом 7.500 экземпляров. С рук этот супер-раритет сбывали за 100 фунтов. Немногочисленные счастливчики поведали остальным, что песня звучит более по-портисхэдовски, чем когда-либо. 24-го июля PORTISHEAD дают концерт в Нью-Йорке (билеты вымели за один день) в сопровождении оркестра из тридцати человек. И даже играют одну песню на бис. Бет по-прежнему погружена в себя и всё так же одну за другой смолит Marlboro Lights . Это первое за два года выступление ляжет в основу фильма, который уже в работе. Именно фильма, который планируется показывать в кинотеатрах, а не музыкального видео. На пресс-конференции (на которую Бет не явилась потому что ' общение с прессой не доставляет ей удовольствия), Джефф поведал, что работа над новым диском заняла тринадцать месяцев, и протекала в очень нервной обстановке, из-за чего PORTISHEAD едва не распались. На группу сильно давило то, что от них ожидают не менее сильной работы, чем Dummy — запиши они пластинку чуть хуже, и музыкальная пресса разорвёт их в клочья — так уж заведенов в Британии.
И вот 29 сентября скупо оформленный альбом, названный просто "Portishead', появляется на прилавках магазинов. Его предваряет сингл "All Mine". И тот, и другой моментально оказываются в первой десятке. Никто не осмелился сказать, что "Portishead" — более слабая работа, чем "Dummy" . Звук несколько изменился: стало больше клавишных (партии сыграны на архаичном 'Hammond'), все сэмплы Джефф записал сам — тогда как сэмплы для "Dummy" позаимствованы из классики блюза; стало больше акустических инструментов. На музыку к шпионским лентам "Portishead" тоже не походил — зато очень годился для хичхоковских триллеров. Голос Бет звучит так же страстно и загадочно, как и всегда, но на этот раз он пропущен через массу примочек и создаёт сюрреалистичную и зловещую атмосферу. От гипнотического шёпота он воспаряет на три октавы выше и летит обратно. Как ни странно, похоже на Марлен Дитрих, Стихи сохраняют настроение мрачного самокопания первого диска. Музыка стала гораздо агрессивнее и местами тяжелее, чем на "Dummy". В целом диск намного эмоциональнее, чем его предшественник. Хотя некоторые вещи, например, "Only You'' и ''Western Eyes", выдержаны в духе "Dummy". Джеффу удалось придать "Portishead" неповторимое звучание старой запиленной пластинки. С ночным баром, дымом сигарет, кофе и вечерними платьями покончено — эту музыку лучше играть в сыром вампирском замке среди приведений и чудищ. Трип-хоп ли это по-прежнему? За неимением другого термина — да, но правильней будет — просто ''музыка, которую играют PORTISHEAD". Лучшие моменты альбома: "All Mine", "Over" (второй сингл), "Seven Years", "Only You" и все остальные. После долгого перерыва PORTISHEAD снова дают концерты в Англии, и видимо, как никогда полны творческих сил. "Portishead" уже продался большим тиражом, чем "Dummy".
ПТЮЧ