[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]
Funki
Porcini
Музыка 36-летнего Фанки
Порчини - продукт эклектической и
насыщенной путешествиями жизни. Фанки, он
же Джеймс Брэдлл, покинул Англию когда ему
было 19, чтобы сбежать, как он сам выражается,
от "депрессии и снобизма". Он покинул
Англию, совершенно не представляя себе свою
музыкальную карьеру. Очутившись в Лос-Анджелесе,
Джеймс моментально растратил на ерунду все
свои деньги - 300 долларов. Но вскоре Джеймс
Брэдлл обосновался в Cан-Франциско, нашел
средства и купил себе саксофон, связался с
группой Snakefinger, которая была в то время
лидером уникальной, полностью
экспериментальной индустриальной сцены в
США.
Вернувшись через несколько лет в Англию и
поработав там в экспериментальных проектах,
Порчини, тогда еще Джеймс Брэдлл вновь
покидает ее и отправляется в Германию,
затем обосновывается на 10 лет в Италии. В
Европе Брэдлл работает с такими
экспериментальными авангардными проектами
как Fatrix, SPK, Monte Cazaza & Mark Pauline (Survival Research
Laboratories).
Вместе с тем Брэдлл говорит сейчас: "Я
люблю джаз за то, как он захватывает тебя. Я
нахожусь в джазе всю свою жизнь. Это была
первая музыка, которая поразила меня, когда
я был еще ребенком, я помню, что джаз любил
мой отец. Я даже думаю, что именно благодаря
моему отцу я стал в детстве слушать джаз. Я
помню как слушал джаз, когда мне было 7 лет и
как меня поразила эта музыка. Это был
квартет Дюка Элиннгтона, запись ранних 60-х.
Впервые я приобрел саксофон, когда мне было
19, но, правда, в молодости я занимался
тяжелой индустриальной музыкой с группами
The Residents, Snakefinger, с австралийской группой SPK. С
музыкантами из группы Surgical Penis Klinic я какое-то
время жил в одной квартире в Нью-Йорке. Это
было сумасшествие. На сцене они отрубали
свинье голову".
Устав от "серой музыки и серых городов",
Джеймс Брэдлл уже в Италии начинает в 1992
вместе с другим бывшим индустриальным
музыкантом проекты Purr и 9Lazy9. Второй проект
можно считать успешнейшим, то, что они
сделали в нем теперь считается
безусловными стандартами Jazzy Funk, Jazzy Hiphop. 9Lazy9
выступали в самых невероятных местах - от
капучино-баров в Италии до рыбацких лодок в
Юго-Восточной Азии и металлоремонтных
мастерских в Польше Однако примечательно,
что последние два года Брэдлл уже не
афиширует свое участие в проекте 9Lazy9 - а он
был половиной его - и совершенно не
вспоминает о нем в своих интервью.
После 9Lazy9 Брэдлл становится Поркини (или,
как в Москве привыкли говорить, Порчини) и
требует всюду, чтобы его только так и
называли - Фанки Порчини. В этом качестве он
становится создателем собственного
уникального стиля - Perv Beat, Sex Hop. Но
музыкальная критика определяет его жанр
обобщенным понятием - "Абстрактный джаз"
и исполняет он его вместе с группой живых
музыкантов.
Когда Порчини выпустил свой первый сингл
("Poseathon"/"It's a Long Road") в феврале 95
пресса сразу разразилась восторженными
откликами вроде "первая классика
чиллаута", "смесь сладкого секса с
притупленной массой фанка", "не
столько трип-хоп сколько мечтательный,
сонный дрифт-хоп". Но для большего
разогрева аудитории в Ninja Tune решили
несколько задержать выпуск второго сингла
"Dubble".
Вместе со своей группой перв-бит музыкантов,
Порчини занимается стилем, который трудно
определить. Джаз ли это? Трип-хоп? Какие-то
игры с джанглом, как мы услышим позже?
Шизоидно-сумасшедная музыка 36-летнего
продюсера из Лондона Джеймса Брэдлла -
Фанки Порчини - это джазовый, даббовый
хипхоп, хотя второй альбом "Love, Pussycats and
Carwrecks" далек от средних представлений о
джазовом хипхопе и даже от того, с чего
начинал сам Фанки в 1995 на своем дебютном
альбоме "Hed Phone Sex". Скорее всего, это
электронно-акустический синтез в свободных
формах, с дозами инструментов, которые как
бы воюют между собой, в то время как биты и
брейки взрываются как орудия чтобы
моментально исчезнуть вновь. Это также
может быть подкуренный джаз, исполняемый в
реальном времени и способный внезапно
смешаться со скрэтчем и нойзом, где биты
наслаиваются, сбиваются, путают друг друга.
В общем, это сумасшедший, странный мир.
Скорее джаз, нежели хипхоп, но с полной
авторской свободой и полным отрицанием
каких-либо правил.
В ряде трэков можно слышать завывающий
саксофон, на котором играет сам Фанки, и
ритмику в стиле drum'n'bass, вызывающие джазовое
сумасшествие, переходящие в космический
взрыв. В других работах dub reggae переходит в
фанк в духе соул, далее биты начинают
мутировать в больной джангл а-ля Squarepusher. А
где-то индустриальные биты по линиям вроде
Aphex Twin становятся hiphop, затем jazzy jungle, затем
funk, а далее агрессивная партия труб
заканчивается звуком, с которого все
начиналось. Но есть и потрясающие
минималистические работы в эмбиент-стилистике,
например "I'm Such A Small Thing".
"Мне нравится идея внедрять хипхоп в джаз
нового типа", - говорит Фанки Порчини в
одном из интервью. "Я люблю
манипулировать битами, больше даже делать
разные штуковины с ними чем сами биты,
например готовить лупы, выворачивать их
наизнанку и все наслаивать друг на друга.
Когда работаешь, то можно оказаться в
необычаных состояниях. Особенное
наслаждение я испытываю в те моменты, когда
включаешь в студии звук на полную, и сам
ревешь! Это вроде того, как мчишься на
мотоцикле, сидя позади того, кто рулит, сидя
на заднем сидении. Ты совершенно ничего не
контролируешь, но ты мчишься со скоростью 100
миль в час ко всем чертям и звук качается
волнами где-то там в стороне. Мне кажется,
таково и мое поведение в музыке."
"Я работал над вторым альбомом "Love
Pussycats and Carwrecks" около 6 месяцев в обычной
студии - ничего экстраординарного, только
ровно то, что нужно. Каждая машина в студии
была подвешена на центральный компьютер. Я
сидел за большой электронной клавиатурой,
играл, затем записывал это в компьютер,
далее работал с этим. Я записал живые
инструменты и выбрал что-то из их партий.
Когда я работал, обычно был включен
телевизор и я выписывал из разных программ
фразы, которые выражали мое настроение и
даже что-то из музыки или звуков, например
звуки "динь-динь" или звуки лифта.
Однажды меня так тряхануло током, что я чуть
не погиб - меня ударили 240 вольт и я не мог
отключить напряжение. Когда немного пришел
в себя, включил телевизор, а там
рассказывали о грозе и как какую-то женщину
ударила молния. Так родилась вешь "I'm Such A
Small Thing. " Это она говорила в той
телепрограмма, та женщина: ... I'm such a small thing and
the sky is so big.... "
Первый альбом Фанки Порчини сразу утвердил
этого музыканта как любителя perv beat -
извращенного, рваного, искаженного бита и
джазового саксофона. В своем втором альбоме
Порчини пошел в джангловом направлении. "В
первом альбоме был сильный сексуальный
элемент. Медленные хипхоповые ритмы были
очень сексуальны. В первом альбоме было
много о любви, сентиментальности,
поражениях.
Второй альбом аналогичный, но в нем есть
трэки, похожие на сумасшедшую езду. Я бывал
во многих автокатастрофах и мне везло, я
оставался жив. Причем большинство из них
случалось, когда я ездил на мотоцикле, что я
очень люблю. Моя манера ездить здорово
изменилась особенно за те 10 лет, что я жил в
Италии. Это как игра, и я обнаружил, что чем
взрослее ты, тем более можно доверять своим
инстинктам. Бывают дни, когда понимаешь, что
что-то можешь делать, а в другие дни
понимаешь, что нет. Если необращать
внимание на это, могут быть проблемы."
В трэках типа "Last Song" и "12 Points Off Your
Licence" звук, который может быть воспринят
какими-нибуть джанглистами как
надругательство над джанглом. Мешанина
разломанных битов в "Carwreck" нарушается
только вопросами и ответами: "Everything all right?
No everything's all wrong." Можно слышать внезапные
смены счета с 4/4 на 5/4. Изменения повсюду и
нет никаких правил. "И я не хочу чтобы
меня считали джанглистом", говорит
Порчини. Для Порчини сделали ремиксы
"Carwreck" Luke Vibert (Wagon Christ) и Tom Jenkinson (Squarepusher).
"Я не очень хороший DJ, но играю много", -
говорит о себе Фанки Порчини. "Я участвую
во всех летних фестивалях в Европе. Но пора
заканчивать - это слишком утомительно. Ты,
например, работаешь над чем-то в студии, а
тут надо идти диджеить и это лишнее. Я бы
предпочел заниматься только студийной
работой". Порчини действительно много
диджеит. Он - участник Ninja Crew, продюсерско-миксерско-диджейской
команды лэйбла Ninja Tune, много разъезжающей по
миру с живыми выступлениями. До недавних
пор Ninja Crew проводила постоянные вечеринки
Stealth в одном из британских клубов и Фанки
Порчини считался на них одним из самых
активных. Стоит отметить, что успех этой
команды Ninja Crew в том, что ее основные фигуры -
дуэт Coldcut создали собственную
интерактивную компьютерную программу,
которая позволяет команде из 3-5 продюсеров
и миксеров создавать музыку в реальном
времени, например, на танцполах. Под
диджеингом Ninja Crew и, в том числе, Фанки
Порчини надо понимать именно такое
продюсирование, то есть производство
музыки в реальном времени и в реальной, не
студийной обстановке.
Фанки Порчини занимается еще и
ремикшированием. "Сейчас, например,
прослушиваю материал Neneh Cherry, потому что
меня попросили сделать для нее ремиксы на
ее новые песни. Пока я не сделал для нее
ничего, но еще попытаюсь". Очень известен
ремикс Фанки Порчини для Майка Флауэрса.
"Я
считаю, что техно - очень скучная музыка,
этот счет 4/4 сам по себе скучный", -
говорит Фанки Порчини. "Наилучшая
танцевальная музыка - это джаз или хипхоп.
Все остальное это те же 4/4. Хипхоп произошел
из джаза, а джаз есть натуральная
танцевальная музыка. А то, чем я занимаюсь,
предполагает даже больший простор".