[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]
ATARI TEENAGE RIOT
мы - левые радикалы... анархисты!!! "Нойз - это ключ. Жизнь полна шумов, только смерть состоит из тишины." (Алек Эмпайэр). Пришло время поговорить о последней музыкальной сенсации - немецком трио ATARI TEENAGE RIOT. ATR - это музыкальная анархия, нойз и политически мотивированный вандализм. Они создают срывающий башню low-tech микс из шизоидных брэйкбитов, икающе-кислотных мелодических линий, пого-сэмплов, истошных выкриков и жестких, индустриальных гитарных риффов. ATR - полный антипод клоунов из PRODIGY, пытающихся предотвратить смерть рэйва путем изменения своих причесок. Но не спешите называть ATR будущим techno. "Мы не техно-группа, - говорит Алек, - да, мы используем кое-какое подобное оборудование, но у нас совершенно другой подход к музыке". Итак, группа сформировалась в '92 в Берлине в следующем составе: Алек Эмпайэр (программирование, вокал), уроженка Сирии Ханин Элиас (вокал) и гордый сын Свазиленда Карл Крэк (сэмплы, вокал). С момента своего появления ATR стали предметом горячих споров в среде критиков и меломанов. Музыкально и идейно ATR отделились от техно-сцены и клубных структур и начали серьезную борьбу за уничтожение искусственных барьеров, воздвигнутых между молодежными субкультурами на текущий момент. Первоначально новаторские и агрессивные техно-рэйв-хип-хоп-джангл, по мнению Алека, утратили всю свою актуальность и породили апатию и равнодушное отношение к жизни в рядах молодежи. Главными виновниками случившегося были объявлены политическая система и музыкальная индустрия, которые превращают людей в послушных рабов. Алек Эмпайэр объявил о том, что техно мертво еще в '91 и поставил своей целью освободить музыку от узких рамок, установленных ведущими DJ-ми и рэйв-культурой. "Техно исчерпало себя так же, как в свое время почил панк, - говорит Алек, -когда оно только начиналось, мы были в состоянии эйфории - существовало так много возможностей создания странной музыки. Но очень скоро ди-джеи и аудитория оказались в плену у определенного ритма и способа микширования музыки и это стало очень скучно". Осенью '92 ATR выпустили свой первый сингл Hetzjagd auf Nazis (Охота на нацистов). Это был своевременный ответ на террор неофашистов против иностранцев в Ростоке, бывшая ГДР (вчерашние комсомольцы с легкостью усвоили расистские догматы). Музыкальные магазины, в особенности специализирующиеся на техно, объявили бойкот этой записи. Любопытно, но всегда хвалившиеся своей независимостью германские радио-ди-джеи хранили молчание и никак не реагировали на появление столь своеобразной, свежей группы. Однако у ATR уже лежал в кармане выгодный контракт с Phonogram. ATR первыми соединили в своей музыке панк и техно, что явилось действительно чем-то новым и ранее неслыханным. Хитрые англичане надеялись сделать из ATR новую hard-eurodance-версию PRODIGY и 2 UNLIMITED вместе взятых, но просчитались. Немцы оказались совершенно неуправляемыми. Они саботировали все специальные промоушн-концерты, устраиваемые для прессы, работе в дорогой студии предпочитали творческий процесс в домашних условиях. Пребывая в Лондоне в течение '93, они выпустили лишь два сингла - Atari Teenage Riot и Kids Are United. Получив на руки денежный аванс для записи полноценного альбома, музыканты распрощались с лейблом, заявив, что руководство последнего попросту не понимает их, да и вообще оно им не понравилось. Фактически ATR украли деньги у Phonogram. Для любой команды, желающей добиться известности, такое поведение выглядело бы нелогичным. Британские меломаны реагировали на трио следующим образом: "Черт побери, да они круче, чем SEX PISTOLS на заре своей карьеры!" Однако Алек Эмпайэр сознательно пошел на это, опасаясь потерять то политическое значение ATR, на которое он ставил главный акцент в своей музыке. Более всего его волновало то, что британские средства массмедиа сведут все разговоры о них к обсуждению причесок и пирсинга. Таким образом, Алек вернулся домой, где на имевшиеся в наличии деньги основал в '94 собственный лейбл Digital Hardcore Recordings. Рождение нового лейбла вылилось в появление совершенно нового музыкального жанра, в основу которого лег навеянный трэш-панком брейкбит, исполняемый с явным пренебрежением ко всем правилам написания музыки для танцпола. "В нашей музыке мы увидели выход той ярости, которой мы были преисполнены от крайней скуки, преподносимой музыкальной индустрией", - признается Алек. DHR стал убежищем не только для ATR, но и для других инакомыслящих музыкантов. Первым делом были выпущены 12 синглов с записями самого Алека Эмпайэра, а также DJ Bleed и SONIC SUBJUNKIES. (Сегодня в империю Алека входят также EC80R, SHIZUO, BOMB 20, CHRISTOPH DE BABALON, DJ Mowgly и Patrick C). В марте '95 ATR выпустили свой дебютный диск Delete Yourself, за которым последовал EP Speed. До сих пор никто в сообществе музыкантов-электронщиков не был уличен в большой "любви" к политике. И только насквозь политизированные, провокационные и агрессивные спид-метал риффы, неземной мощи брейкбит, техно-бас живых ударных и экстремальный нойз вкупе со страстными выкриками Алека, Ханин и Карла служат одной цели - вывести молодежь из летаргического сна и, объединившись политически, противостоять системе. В первом же альбоме музыканты четко обозначили свою музыкальную и политическую позицию. В это же время в США BEASTIE BOYS прослышали о тех кознях, что строила лейблу DHR германская музыкальная индустрия, и решили прийти на помощь своим коллегам, которые, несмотря на все бойкоты, все громче и громче заявляли своей музыкой о себе. Американцев настолько потрясла музыка, представленная на лейбле DHR, что они не задумываясь решили обеспечивать релиз всего материала DHR в США через свой лейбл Grand Royal и пригласили ATR в совместное турне по Америке. Выступления группы за океаном можно было сравнить с землетрясением. Каждый концерт команды был неожиданностью. Невозможно было предугадать, что же на этот раз выкинут немцы. Даже костюмы, в которых музыканты появлялись на сцене, были все время разными. В одном клубе троица выходила к зрителям в облике облаченных в строгие костюмы ироничных интеллектуалов, в другом их можно было наблюдать в коже, как будто на сцену вернулись панк-реликты из далекого прошлого. Критики, посетившие выступления группы, отмечали, что услышанное ими соответствовало предельным достижениям музыкальной эволюции на сегодняшний день. Сам Алек проявил себя как ди-джей с самой неожиданной стороны. Его более не устраивали привычно построенные программы, и поэтому его вечеринки могли представлять собой настоящий нойзовый ад или шесть часов непрерывного проигрывания только музыки ска. Ну а во время организованной Майком Ди из BEASTIE BOYS дуэли Алека и DJ Spooky в одном из нью-йоркских клубов публика вообще попадала со стульев в растерянности, настолько шокировала и потрясла их работа Алека. Американский ди-джей проиграл своему немецкому противнику по всем статьям. Далее последовали туры вместе с JON SPENCER BLUES EXPLOSION и BECK, выступление на фестивале Лоллаполоза, где ATR разделили главную сцену с RAGE AGAINST THE MACHINE и PRODIGY и были встречены собравшимися с большим энтузиазмом, чем их британские альтер эго. Затем был тур по Японии, где их назвали пионерами НОВОЙ музыки. Легендарный радио-ди-джей Джон Пил также пришел в восторг от ATR и посвятил им одну из своих передач. А в начале '97 трио отличилось сразу двумя лонгплеями - The Future Of War и Burn, Berlin, Burn! Пластинки произвели на меня очень сильное впечатление и коренным образом изменили мои представления о том, в какую сторону будет развиваться танцевальная электронная музыка дальше. Представленный на них материал покорил меня своей неординарностью, новизной и искренностью. Приятен и тот факт, что стена вокруг ATR пала и на группу уже не закрывают глаза, как ранее. Даже MTV начало транслировать клипы ATR, будучи не в силах противостоять натиску многочисленных поклонников дигитального хардкора. Работая над материалом к даной статье, я решил, что будет небезынтересным остановиться на фигуре лидера ATR и DHR и подробнее рассказать о нем. Его взгляды на музыку весьма спорны и у кого-то вызовут острое неприятие и отчуждение, но полагаю, что найдутся и такие читатели, которым его точка зрения покажется близкой. Лучше всего в данном конкретном случае поведать историю эволюции Алека его собственными устами. "Я родился 2 мая 72 года в Западном Берлине. В 8 лет я начал играть на гитаре, а в 10 я уже входил в десятку лучших танцоров брэйкданса в городе. Будучи юным, я ненавидел все и стал панком. Я слушал только британский панк образца '77 и немногие американские команды, но игнорировал то дерьмо, которое проповедовали панк-группы 80-х. В 12 лет я даже основал свою первую панк-группу DIE KINDER, которая, как мы позже обнаружили, звучала в точности как DEAD BOYS, только на немецком языке. Но со временем панк утратил свое значение и превратился в веселую циничную чепуху. Панк умер. На дворе был '88. Я утратил все иллюзии, разорвал все отношения со старыми друзьями и проводил месяцы своего времени в компании Дебюсси, Шоэнберга и Бартока либо с утра до вечера играл в компьютерные видеоигры. От скуки я начал записывать на четырехдорожечный магнитофон основанные на моих гитарных эффектах миксы. Это придало мне энтузиазма, так как я понял, что могу создавать собственную музыку без чьей-либо помощи. Летом '88 в Ницце я связался с парочкой гомосексуалистов, которые привели меня на первую в моей жизни кислотную вечеринку. Я нe танцевал, но тело мое совершало непроизвольные движения в такт звукам, похожим на те, что издает расстроенное пианино. Это было весьма психоделично. Я вернулся домой и увлекся детройтским техно, эйсидом и чикагским материалом. Как впоследствии оказалось, в моей школе я был единственным, кто слушал подобную музыку. Я начал подрабатывать с целью купить сэмплер. В конце 80-х левые в Германии представляли собой пародию на самих себя образца 70-х. Увлечение эйсидом в то время означало для меня протест и играло роль своеобразного иммуного щита, не позволявшего проникать внутрь меня посторонним вещам, например политической лжи. В '89 пала Берлинская стена, и красные казались полностью разбитыми. На Кубе и в странах Восточной Европы царили хаос и паника. А в новой, объединенной Германии снова заговорили о значении национализма. Удивительно, но такие термины, как "киберпространство", "мировая деревня" и "Интернет", внезапно стали символами полного контроля над людьми, осуществляемого государством и индустрией. Новый Берлин выглядел так, как будто он проснулся от зимней спячки 45-го. Все ненавидели коммунистов, и повсюду увеличилось число развевающихся германских флагов, чего ранее не наблюдалось. С другой стороны, в подвалах готовящихся к сносу домов Восточного Берлина имели место техно-вечеринки, посетителями которых в основной массе были безработные подростки с востока и гей-прослойка с запада. Там звучала новая для своего времени музыка, и в то время она отвергалась многими из тех, кто считал себя передовым и лояльным ко всем новшествам человеком. Это было время, когда скорость и героин заняли место экстази. Это был апрель '91. Андеграундное движение Сопротивления пришло в новый Берлин. ATR появились в '92. Мы собрались в группу, так как не могли больше отождествлять себя с техно и не желали быть очередным ди-джейским проектом, который продолжается в течение двух EP-шек и на этом все заканчивается. Дигитальный хардкор - это гитарные сэмплы, искаженный дисторшн-установками брейкбит и крики. И все это звучит очень нойзово. Бунтарский, нарушающий тишину и порядок саунд рождает мятеж! Мы - левые радикалы! Возможно, даже анархисты. Мы не хотим изменить систему, наша цель - уничтожить ее". Эмпайер с гордостью заявляет, что такие песни группы как Deutschland (Has Gotta Die), Redefine The Enemy и Destroy 2000 Years Of Culture провоцируют бунт. Чтобы хоть как-то противостоять ежедневному насилию со стороны полиции, мас-медиа и законов, Алек призывает к насилию против системы. Он открыто симпатизирует немецкой террористической группировке Red Army Fraction, специализирующейся на отстреле правых политиков и влиятельных бизнесменов. Такая позиция Алека привела к тому, что в настоящий момент он вынужден проживать в Лондоне, т.к. на родине у него возникли серьезные проблемы с полицией и армией (в случае возвращения в Германию ему грозит 2 года тюрьмы за уклонение от службы в Вермахте). Ну да ладно, хватит о грустном, вновь даем слово Эмпайру. "Наш лейбл DHR имеет отделения в Берлине и Лондоне, а ATR является наиболее важной частью моей работы в течение последних нескольких лет. Сольно я работаю также в стиле драм-н-бэйс, но вряд ли мне удастся пробиться на британский рынок, так как местная сцена этого жанра уже недостаточно агрессивна для моей музыки. В Берлине мы имеем свою разновидность драм-н-бэйса, с другими аранжировками и более нойзовым саундом. В нашей интерпретации эта клубная музыка принимает форму материала, с которым мы предпочитаем выступать на больших концертных площадках. В первые годы нашего существования мы испытывали на себе огромное давление со стороны германской музыкальной индустрии. У нас появилось много поклонников, но пресса, радио и телевидение как будто сговорились и всячески дистанцировались от нас. В Германии вообще сложилась на тот момент какая-то дикая ситуация - популярной стала теория о том, что хип-хоп придуман для черных, а у белых есть своя альтернатива - техно. Лишь в Британии отсутствовало такое разделение, там в моде был транс. Постепенно я разочаровался в техно- и рэйв-движении, так как с музыкальной точки зрения они абсолютно исчерпали себя, даже в концертном варианте. К тому же я постоянно стал сталкиваться с расизмом и фашизмом, которым оказались инфицированы эти движения. Во Франкфурте я стал свидетелем того, как группу турков отказывались пропускать в рэйверский клуб Омен, а в клубе Бункер я столкнулся с группой рэйверов из берлинского пригорода Marzahn, которые кричали "Sieg Heil". DJ Dag напялил на себя майку с изображением флага фашистского рейха, и, как сказали мне позже, он оказался воинствующим скинхедом. Да и вообще чему здесь удивляться, когда неонацистские газеты напропалую восхваляли транс и техно, объявив их "Правильным молодежным движением Германии". Я могу привести множество примеров подобного дерьма. Во время Love Parade в Берлине рэйверы провозгласили лозунги "Любовь, Мир и Единство!" и "Никакой политики на танцполе!", а в то же время число расовых столкновений увеличилось. Наивысшей точки это безумие достигло во время нынешнего парада, когда один из организаторов этого праздника доктор Моттэ заявил в микрофон о том, что евреям следует прекратить брюзжать о германской истории, а вместо этого им лучше прослушать какую-нибудь новую рэйвовую запись. Позже в радиоинтервью на берлинской станции Fritz он как бы извиняясь сказал, что лично для него прошлое ничего не значит, а будущее тем более. Только одна вещь имеет для него значение - хорошая вечеринка! Его абсолютно не волнует, что миллионы евреев были уничтожены в газовых камерах. Мой дед скончался в концлагере. Поэтому вся моя жизнь должна быть Сопротивлением! Германия должна умереть! Однако этот идиотизм имеет место не только в Германии. То же самое происходит и в Англии, и в США. Также я против наркотиков, когда это лишь вопрос отключки от всего с целью завалиться на вечеринку и таким образом хорошо провести уикэнд и отдохнувшим вернуться в ненавистный рабочий офис. Что касается меня, то я не употребляю никаких наркотиков и даже не пробовал их и, возможно, поэтому у меня есть свое мнение насчет саморазрушения. Человек должен разрушить себя, прежде чем он будет раздавлен системой! Германская рэйв-сцена должна пойти на компромисс и самоликвидироваться. Рэйв скучен, рэйв мертв. Все так просто. Рэйв-сцена уже даже не имеет своих наркотиков. В своей финальной стадии рэйву не удастся трансформироваться в общество, которое вырастило Мадонну и прочих бабочек. Сегодня хаус - это музыка диско, а рэйв-вечеринки уподобились концертам прогрессивного рока 70-х: лазерные шоу и скука. Отличие лишь в том, что на дворе 90-е. Я думаю, что неплохие шансы выйти на первые роли сегодня имеет даб. Все эти старомодные фузы, петли, заковырки очень интересны. К тому же, хотим мы того или нет, но даб в течение последних десятилетий был одним из важнейших музыкальных течений, сильно повлиявших на всю электронную поп-музыку. Однако и он нуждается в реформах. Экспериментаторство более не представляется опасным. Я слышал так много различных музыкальных направлений, что у меня не хватит сил даже сосчитать их. Что касается моих ближайших планов, то мы будем очень много гастролировать и писать новые песни. Помимо ATR и сольной карьеры, я играю в группе моих друзей ZEIT. Я не отличаюсь горячим темпераментом, но мое настроение очень изменчиво. Часто я очень агрессивен, и поэтому незнакомые люди считают меня резким и быстрым человеком. В то же время я иногда так отдаляюсь от всего, что создается впечатление, будто я сплю... Но спать я вам не рекомендую, так как система потихонечку уничтожает вас, и с этим необходимо бороться."
K-ДА ЛАБЕЛЛА