[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]

www.speedlimit.da.ru

Portishead

 Portishead (Портисхзд): город в Англии, на берегу Северного Моря, недалеко от Бристоля, маленький и ничем не примечательный. Развито рыболовство.

PORTISHEAD: Одна из загадочнейших групп нашего времени, ос­нована в 1991 году в Портисхэде.  Возможно, самый интересный британский коллектив 90-х. Одни из изобретателей музыки XXI века - трип-хопа. Песни PORTISHEAD — это гипнотическое капание тягу­чих фрагмектов-сэмплов, поверх них — таинственные "шпионские" мелодии и, конечно, неземной голос Бет Гиббоне. Он похож на боже­ственно красивую фарфоровую статуэтку, которая разбивается и ре­жет руки в кровь. Ледяной и сексуальный, он вводит в состояние транса и подчиняет себе с первых же звуков. Трип-хоп в последнее время называют современным блюзом, стало быть. Бет — Джэнис наших дней. И она отличается от Жемчужины ровно настолько, насколько девяностые — от шестидесятых. Автор музыки и идеолог PORTISHEAD — Джефф Бэрроу. Ещё в PORTISHEAD числятся Эдриан Атли — гитарист и иногда продюсер, а также гениальный звукоинженер Дэйв Макдональд. Джефф попал в музыку довольно традиционно — с шестнадцати лет работал оператором в той самой бристольской студии, где сейчас записывается; на его глазах MASSIVE ATTACK создавали звучание девяностых. В конце концов он решил, что пора создать собственную группу. Предыстория появления названия: одного яхтсмена, живущего в Портисхэде, отнесло в открытое море, и он уже не вернулся назад. Потом на яхте нашли видеокассету, которую он успел отснять. И на ней он повторяет: 'Вызываю Портисхэд, вызываю Портисхэд...". PORTISHEAD не в восторге от этого города - "Myзыка была для меня единственным шансом вырваться отсюда", -говорил Джефф. Бет ничего не говорила: она никогда не даёт интервью, никогда не приходит на пресс-конференции, и уж конечно, не перекидывается репликами со зрительным залом.

23-летний Джефф встретил Бет в агентстве по трудоустройству в 1991 - она узнавала, не требуется ли где певица, он искал музыкальную компанию, которая возьмётся спонсировать его начинания. По сло­вам Джеффа, Бет, которой тогда уже было тридцать, до их встречи высту­пала с парой заштатных "пивнушных" групп, и вообще больше пела в ван­ной, чем на сцене. Разговорившись за чашечкой кофе, Джефф и Бет выясни­ли, что подходят друг другу: в частно­сти, Бэрроу понравилось, что, в отли­чие от других вокалисток, с которыми он работал, Бет сама писала песни. А потом он услышал, как она их поёт - и история PORTISHEAD началась. В июне 1994 выходит 10-минутный фильм "То Kill A Dead Man", где Бет сыграла главную роль, а Джефф написал музыку; и первый сингл "Numb", занявший 10-е место в танцевальных чартах — тогда любая электронная музыка считалась танцевальной. Рецензии вышли не просто хвалебные, а полные чуть ли не религиозного экстаза. А коллеги без лишних слов наперегонки бросились к Бэрроу заказы­вать ремиксы. Таким образом, еще пребывая в относительной безвестности. PORTISHEAD обра­батывали песни таких гигантов, как PRIMAL SCREAM. Neneh Cherry. Tricky и DEPECHE MODE. И вот двумя месяцами позже появляется альбом "Dummy" . Он представлял собой такой поток свежих идей, будто на дворе стояли шестидесятые и вокруг расстилалось непаханое поле возможностей. С пер­вых же звуков "Dummy" воздушная меланхолия при­зрачными потоками изливалась из динамиков, брала за душу, зачаровывала. PORTISHEAD смешали в принципе несовместимые стили: джаз (спа­сибо Эдриану Атли, пришедшему именно из джа­за), депрессивную "атмосферную" готику (оче­видно, Бет), музыку из шпионских и научно-фантастических кинофильмов 50-60-х, плюс нова­торство Джеффа Бэрроу. На некоторых трэках очарательно воспроизведено потрескивание виниловой пластинки, и, вообще Джефф, как и его коллеги из STEREOLAB, предпочитает давно снятые с производства модели синтезаторов и прочего обору­дования. И музыку, написанную до 1962 года. Мелан­холичная рефлексирующая лирика Гиббоне идеально сочеталась с её божественным хрупким  голосом. Бет хоть и любит музыку вроде FLEETWOOD MAC и Джэнис Джоплин, но вовсе не подражает им, её вокал скорее похож на Трейси Торн. Довольно сложно выделить один текст, одну песню: диск совершенно монолитен. Тот год запомнился эпохальными битвами за трон BEATLES (будто он освободился), но ни BLUR, ни OASIS не записали лучший диск 1994. Авторитетные "The Face", "Melody Maker", "Today" и десяток других присудили "Dummy' титул альбома года. Также POR­TISHEAD получают премию "Mercury". В начале 1995 года выходит последний, третий сингл с "Dummy" — "Glory Box". Синглы PORTISHEAD заслу­живают по крайней мере упоминания: на них вы не найдёте, как правило, весьма блёклых B-sides, то есть песен, не вошедших в альбом, зато та;.', присутствуют очень интересные версии: "Numb", например, легко превращается в джазовую импровизацию, "Glory Box" становится очень далёким от оригинала танцеваль­ным трэком. И только на синглах можно найти факти­ческий дебют PORTISHEAD — сыгранную только на живых инструментах тему из легендарного "То Kill A Dead Man".

Триумфально выступив на главном английском фес­тивале "Glastonbury" детом 1995, PORTISHEAD замол­кает. Правда, на сборнике "Help!", доходы от которо­го пошли жертвам югославской войны, появилась но­вая вещь, "Mourning Air''.

Тем временем трип-хоп и PORTISHEAD становятся пос­ледним криком моды, всё, связанное с личной жизнью PORTISHEAD, вызывает огромный интерес. И если Джефф нет-нет да и даёт интервью, то Бет живёт за­творницей в маленькой деревушке Девон, и наотрез отказывается встречаться с журналистами, которые в отместку пишут про неё всякую чушь. По немного­численным высказываниям Джеффа, однако, можно заключить, что Бет не настолько депрессивная и замкнутая натура, как это кажется по её стихам. Газе­ты приписывали неразговорчивость PORTISHEAD их заносчивости, но сами они (Джефф то есть) утвер­ждали, что их интересует только музыка, а не шумиха в прессе. К слову, хотя Джефф никогда не отрицал, что на него изрядно повлияли MASSIVE ATTACK, но не причислял PORTISHEAD к трип-хопу, говоря, что это не его дело — раскладывать всё по полочкам. Дейст­вительно, трип-хоп — довольно размытое понятие, "Lullaby", например, THE CURE — самый настоящий трип-хоп, а в 1989 и слова-то такого не знали. Уже в 1995 у PORTISHEAD появляется немало эпиго­нов: RUBY, MORCHEEBA, DUBSTAR — это только самые известные. Альбомы в похожем стиле записывают EVERYTHING BUT THE GIRL и Эдвин Коллинз. К 1996 трип-хоп из элитарного андеграунда превращается в доходную коммерческую жилку. Оставалось только ждать новой пластинки PORTISHEAD, обещанной ещё в незапамятные времена.

"Portishead": второй альбом группы PORTISHEAD из города Портисхэд.

Весь 1996 год PORTISHEAD не показывались — было непонятно, ждать ли нового диска вообще. Казалось, история PORTISHEAD не получит продолжения. Но вот летом 1997 наконец-то появляется новый сингл под названием "Cowboys". включающий одноименную песню и её инструментальную версию. "Cowboys" услышали далеко не все же­лающие — сингл вышел только на виниле смехотворным ти-раж.ом 7.500 экземпляров. С рук этот супер-раритет сбыва­ли за 100 фунтов. Немногочисленные счастливчики по­ведали остальным, что песня звучит более по-портисхэдовски, чем когда-либо. 24-го июля PORTISHEAD дают концерт в Нью-Йорке (билеты вы­мели за один день) в сопровождении оркестра из трид­цати человек. И даже играют одну песню на бис. Бет по-прежнему погружена в себя и всё так же одну за другой смолит Marlboro Lights . Это первое за два года выступление ляжет в основу фильма, который уже в работе. Именно фильма, который планируется показывать в кинотеатрах, а не музыкального видео. На пресс-конференции (на которую Бет не явилась потому что ' общение с прессой не доставляет ей удо­вольствия), Джефф поведал, что работа над новым диском заняла тринадцать месяцев, и протекала в очень нервной обстановке, из-за чего PORTISHEAD ед­ва не распались. На группу сильно давило то, что от них ожидают не менее сильной работы, чем Dummy — запиши они пластинку чуть хуже, и музыкальная пресса разорвёт их в клочья — так уж заведенов в Британии.

И вот 29 сентября скупо оформленный альбом, названный просто "Portishead', появляется на прилавках магазинов. Его предваряет сингл "All Mine". И тот, и другой моментально оказываются в первой десятке. Никто не осмелился сказать, что "Portishead" — более слабая работа, чем "Dummy" . Звук несколько изменился: стало больше клавиш­ных (партии сыграны на архаичном 'Hammond'), все сэмплы Джефф записал сам — тогда как сэмплы для "Dummy" позаимствованы из классики блюза; стало больше акустических инструментов. На музыку к шпионским лентам "Portishead" тоже не походил — зато очень годился для хичхоковских триллеров. Голос Бет звучит так же страст­но и загадочно, как и всегда, но на этот раз он пропущен через массу примочек и создаёт сюрреалистичную и зловещую атмосферу. От гипно­тического шёпота он воспаряет на три октавы выше и летит обратно. Как ни странно, похоже на Марлен Дитрих, Стихи сохраняют настрое­ние мрачного самокопания первого диска. Му­зыка стала гораздо агрессивнее и местами тя­желее, чем на "Dummy". В целом диск намного эмоциональнее, чем его предшественник. Хотя некоторые вещи, например, "Only You'' и ''Western Eyes", выдержаны в духе "Dummy". Джеффу удалось придать "Portishead" непо­вторимое звучание старой запиленной пла­стинки. С ночным баром, дымом сигарет, ко­фе и вечерними платьями покончено — эту музыку лучше играть в сыром вампирском замке среди приведений и чудищ. Трип-хоп ли это по-прежнему? За неимени­ем другого термина — да, но правильней будет — просто ''музыка, которую играют PORTISHEAD". Лучшие моменты альбома: "All Mine", "Over" (второй сингл), "Seven Years", "Only You" и все остальные. После долгого перерыва PORTISHEAD снова дают концерты в Англии, и видимо, как никогда полны творческих сил. "Portishead" уже продался большим тира­жом, чем "Dummy".

 ПТЮЧ

Hosted by uCoz