[ новости ][ музыканты ][ стили ][ тексты ][ обзоры ][ интервью ][ гостевая ][ фотографии ][ ссылки ][ файлы ][ мы ]

www.speedlimit.da.ru

Coldcut

“Работать для того, чтобы Жить, а не для того чтобы есть”  

Пожалуй, одним из самых заметных и самых известных независимых европейских электронных лейблов на сегодняшний день является британская формация Ninja Tune, которая из года в год доказывает свою состоятельность в мире экспериментальной электронной музыки и вполне подтверждает свой статус вечных новаторов.

Отцами-основателями лейбла Ninja Tune являются экс-преподаватель искусств Джонатан Мор и программист Мэтт Блэк. Эти двое работают вместе с момента рождения эйсид-хауса (середина восьмидесятых). Свела их судьба на передачах тогда еще пиратской радиостанции “Kiss FM”, где Мэтт и Джонатан стали вести авторскую программу “Solid Steel Show”. Однако на тривиальном ди-джействе парочка не останавливается. “Следующим шагом каждого ди-джея является создание собственной музыки”, — сказал как-то раз Paul Oakenfold, и это, на мой взгляд, верная мысль. Так или иначе, Мэтт и Джонатан создают группу, которая получает название COLDCUT, и начинают активно заниматься ремикшерской деятельностью. Уже по первым творческим шагам COLDCUT можно заметить некоторые расхождения между подходом к музыке участников группы и общепринятыми в музыкальной индустрии понятиями. Их ремиксы очень мало чем напоминали оригиналы. Переработке подвергалось все — не только структура композиций, но и исходные сэмплы и лупы, которые реаранжировались, обрабатывались и лишь в таком виде использовались.

Новый подход и новые, свежие, но не очень экстремальные идеи, как водится, были приняты британской публикой на ура. Ремиксы COLDCUT на композиции YAZZ, Lisa Stansfield и некоторых других стали занимать ведущие строчки в хит-парадах Великобритании. В 1990 году COLDCUT были названы продюсерами года. Дебютный альбом группы “What’s That Noise” стал “серебряным”.

В общем, у COLDCUT тогда были все шансы стать благополучными и богатыми пахарями на ниве музыкального шоу-бизнеса. Но этого так и не произошло.

Первым лейблом, который начал работать c COLDCUT, стал независимый Big Life. “Люди, работющие в Big Life, были настоящими бизнесменами. Они очень хорошо знали, как делать деньги, и этот фактор всегда был для них определяющим. Мы были для них всего лишь топливом, которое помогало в погоне за благополучием. Но когда фонтан наших прежних идей несколько иссяк, они не оказались заинтересованными в новых. Это случается со множеством людей, чьи мысли и идеи становятся предметом потребления…” — рассказывает Мэтт.

Вскоре Big Life был приобретен Polygram, и мэйджоровские замашки по отношению к COLDCUT усугубились. Тогда COLDCUT приобретается лейблом Aristo, но все повторяется по новой.

“На наш взгляд, большинство мэйджоров похоже на первобытных динозавров. Они практически совершенно не ориентируются в нынешней ситуации, отрицают кардинальное новаторство и цепляются за то, что уже давным-давно отжило свой век. Это настоящая психологическая война, и мы будем настоящими придурками, если позволим остановить нас.”

На деньги, скопленные за период популярности и успеха, Мэтт и Джонатан решают открыть лейбл. К этому их подтолкнуло и еще одно событие, благодаря которому родилось также название лейбла. “Когда мы гастролировали по Японии и обдумывали нашу ситуацию в мире музыкального бизнеса, нам в руки попалась детская книжка про японских тайных бойцов ниндзя, которые умеют мастерски скрываться от врага и исчезать на голом месте. У них есть дома, полные всевозможных ловушек. В миру это совершенно обычные люди, и никто не знает, что скрывается под их обыденной личиной. Именно эта книга и натолкнула нас на мысль о создании собственного лейбла, основными принципами которого будут являться анонимность, профессионализм и новаторство как в музыке, так и в околомузыкальной сфере.” Лейбл назвали Ninja Tune, и вскоре он начал функционировать.

Известность опять пришла, но уже теперь к Ninja Tune после издания серии работ “Jazz Breaks”, которая представляла собой микстуру из сбивок, лупов, латинских ритмов, сэмплов, снятых со старых пластинок, элементов даба и хип-хопа. Работой над серией руководил DJ Food.

На сегодняшний день Ninja Tune — это не только COLDCUT. С лейблом работает множество талантивых музыкантов: HERBALISER, LONDON FUNK ALLSTARS, Funki Porcini, Kid Koala, DJ Vadim; UP,BUSTLE AND OUT, Amon Tobin и многие другие. Причем отношения у Мэтта и Джонатана со всеми этими коллективами и людьми вовсе не напоминают отношения между издателем и музыкантом. Скорее это отношения одной команды, которая стремится к общей цели.

В январе 1997 года, после почти трехлетнего молчания, COLDCUT издает свой следующий сингл “Atomic Moog 2000”. Столь длительный творческий перерыв был вызван огромным количеством организационных дел в связи с возникновением и быстрым развитием Ninja Tune. Кроме того, все это время Мэтт и Джонатан не переставали собирать различные интересные сэмплы, экспериментировать со звуком и видео, однако законченную форму эти эксперименты приобрели лишь в 97-м.

“Let Us Play” и “More Beats & Pieces”

В сентябре 1997 года в свет выходит очередной полноформатный альбом COLDCUT, который был назван “Let Us Play”. Чуть раньше, в августе 97-го, появляется сингл “More Beats & Pieces”.

“More Beats & Pieces” был посвящен десятилетию выхода сингла COLDCUT “Beats & Pieces” и не был обычным синглом. Для реализации проекта “More Beats & Pieces” COLDCUT отпечатали тридцать винилов, на которых было собрано некоторое количество определенного аудиоматериала, и распространили их среди музыкантов/ди-джеев, пишущихся на Ninja Tune, для того чтобы они сделали с этим материалом все, что захотят. То есть свой ремикшерский подход COLDCUT решили спроецировать на других членов Ninja Tune, дабы получить действительно интересный результат.

Исходный материал для “More Beats & Pieces” накапливался под влиянием идеологии “Beats & Pieces” и основных техник винилового сэмплинга. Большинство из барабанных лупов на виниле взяты из композиции LED ZEPPELIN “When The Levee Breaks” и ускорены в несколько раз, однако, по словам Мэтта, барабанщик Paul Brook, с которым обычно работают COLDCUT, может создавать гораздо более жесткую ритмику. После того как был записан ряд лупов, некоторые из них нарезаются кусочками и реаранжируются, в ходе чего и получается требуемый результат.

Музыканты и ди-джеи, выбранные для работы в проекте, всем поклонникам Ninja Tune наверняка хорошо известны. Это TORTOISE, с которыми COLDCUT встретились в Чикаго, Kid Koala из Канады, Strictly Kev, DJ Food и Ollie the HERBALIZER.

“Мы обратились к людям, которых уважаем, а не к тем, кто продается большими тиражами. Крупные звукозаписывающие компании используют ремиксы как маркетинговый инструмент. Вы можете сказать, что и мы ничем не отличаемся от них в этом вопросе, однако что касается уровня оценки возможностей музыканта и его подходов, то здесь мы гораздо более разборчивые, и мы действительно хорошо знаем тех ребят, с которыми работаем. Наш подход действительно отличен, ибо когда ремикс — это маркетинговая уловка, лейбл стремится “впихнуть” его всем без разбора невзирая на качество, идею или что-нибудь другое. У музыканта же не остается выбора, в результате чего ему приходится мириться со своим положением. Это ужасно. На наш взгляд, даже сам термин “ремикс” уже несет в себе отрицательный и очень коммерциализированный смысл. Для “More Beats & Pieces” больше подходит термин “новая версия””.

Возвращение “Beats & Pieces” в форме “More Beats & Pieces” — не просто опробирование законов музыкального рынка. Это скорее способ прославления винилового сэмплинга, избранный COLDCUT. Тем более что именно эта техника и прославила как “Beats & Pieces”, так и саму группу. “More Beats & Pieces” — слова благодарности и прощания с виниловым форматом.

“Звук “More Beats & Pieces” — все, чего можно добиться от интенсивных манипуляций с винилом. Эта техника нарезки, агрессивная, но с мягким и теплым аналоговым звучанием, нечто такое, чего нельзя добиться другими способами. Мы любим винил, мы любим скрэтчинг, однако эти технологии уже отходят. Как это ни печально, но мы собираемся попрощаться с винилом. Для того чтобы успешно развиваться в современном мире, мы вынуждены выбирать: или работать с новыми технологиями, или умереть, как вымерли когда-то доисторические животные. “Цифра” и “аналог”, “скрэтчинг” и запись на жесткий диск — это как “инь” и “янь” современной музыкальной индустрии.

Даже магазины сейчас уже предпочитают продавать компакт-диски, а не винил. Пластинки до сих пор выпускаются лишь благодаря танцевальной культуре, ди-джеям и коллекционерам".

"На наш взгляд, грядет эра цифровых жокеев (digital jockey), и если раньше ди-джей работал с записанным звуком, то цифровой жокей работает с записанными данными, которые могут звучать, или с чем-нибудь еще…”

Разговор о цифровых жокеях потихоньку подвигает на рассмотрение следующего альбома “Let Us Play”, инкапсулирующего основную идею Ninja Tune — zentertainment, разработанную Мэттом и Джонатаном, а также разворачивающего все понятия и мысли, рожденные COLDCUT за все время своего существования.

Музыка на альбоме дополняется новаторским использованием визуальных эффектов и видео, которые являются результатом долгого и плодотворного сотрудничества COLDCUT c Hex Mulrimedia.

“Let Us Play” — это не обыкновенный аудиодиск, а CD-ROM, на котором, кроме стандартных треков, записано несколько видеороликов COLDCUT, набор образовательных программ “Ninja Knowledge”, а также игрушка-самоделка для начинающих сэмпл-комбинаторов “My Little Funkit”, три банка лупов которой позволяют пользователю самому создавать ремиксы на композиции COLDCUT.

Еще CD-ROM содержит информационный архив, названный “Infobone”, хранящий информацию о биографии, истории COLDCUT и Ninja Tune и философские взгляды оных.

“Что это за философия?” — спросите вы. ”Будь независимым, будь активным, создавай музыку, будь катализатором новых форм выражения! Объединяй людей, не будь аполитичным, разрабатывай новые музыкальные средства! Работай для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть! Экспериментируй с новыми структурами! Считайся примером альтернативной ментальности, прокладывай новые пути для творчества!” — так отвечают Мэтт Блэк и Джонатан Мор.

“Нужно стремиться к тому, чтобы люди стали меньше потреблять и больше создавать сами. Практически вся Европа и Америка — это наглядные примеры общества потребителей. Мало кто заботится о самовыражении. Мы хотим сделать все возможное для того, чтобы хоть горстка людей отвлеклась от бесконечного использования чужих ресурсов и с любовью и удовольствием занялась собственным творчеством.”

В каждом человеке сидит творец. В ком-то это более ярко выражено, кто-то запрятал все в глубине своего Я. Но так или иначе, рано или поздно творческие потребности всплывают. Человек хочет создавать. Создавать действительно красивые вещи. Суррогат современной массовой культуры пытается подменить желание человека творить обыкновенным созерцанием. Задача искусства будущего — интегрировать в себе все виды творчества и сделать его доступным людям. Доступным не только для восприятия, но и для личного участия.

Природа звука

Для таких двух закаленных собирателей сэмплов, как Мор и Блэк, природа звука — это, наверное, самый важный фактор, возможно, даже более важный, чем мелодическая основа трека. “Мы любим всю эту “мелодическую белиберду”, но предпочитаем не злоупотреблять ею. Все это слишком просто. Мы любим мелодику, которая рождается из неожиданных, порою даже странных вещей. Например, в треке “Return To Margin” мы использовали луп электронного синтетического булькания. В этом тоже есть своя мелодика, просто нужно уметь ее увидеть и правильно подать. Тогда мы слегка переработали этот звук, и получилась действительно волшебная мелодия. Она была в этом лупе или, может, в наших головах, но именно мы сумели материализовать ее в звуке, потому что никто, кроме нас, ее не услышал.

Нужно просто научиться смотреть глубже. Нужно учиться воспринимать всю структуру и фактуру любого звука. Тогда интерференция ваших мыслей, вашего настроения и сэмпла сможет родить нечто действительно новое.

Нам кажется, что основное отличие той музыки, о которой мы говорим, и, например, рока в том, что мы больше всего заинтересованы в звуках. Как-то раз мы смотрели по телевизору концерт в Glastonbury. Множество рок-команд играло на сцене свою музыку, но она не тронула нас. Произошло это потому, что звук всех этих команд не был интересным, он практически не меняется вот уже несколько десятилетий. Конечно, если у команды есть супердинамика вокала, необыкновенный перфоманс и чудесные тексты, все это способно как-то скомпенсировать недостаток новизны саунда. Но когда это просто слова, просто вокал, просто барабаны и просто гитара — становится скучно.”

Эпилог

Следующей работой, которая была издана COLDCUT, явилась аудио-визуальная комбинация “Timber”, которая вышла в феврале 1998 года. Нельзя сказать, что “Timber” — это всего лишь аудио или видео. “Timber” представляет собой синтез талантов человека по имени Hex и COLDCUT. Синтез музыки и визуалных картин, сплетающихся воедино для достижения полной передачи всех мыслей, вложенных в работу.

Идея глубинного синтеза всех доступных выразительных средств разрабатывается COLDCUT уже очень давно. Специально для этой цели было разработано специальное программное обеспечение “VJamm”, которое позволяет с помощью MIDI-клавиатуры и специальной видеокарты для компьютера оперировать с кусочками видео так, как ди-джей или музыкант оперирует с фрагментами звука. Эта программа широко используется COLDCUT на “живых” концертах в клубах.

В начале этого года вышел альбом ремиксов на “Let Us Play” с оригинальными версиями от Cornelius, Grandmaster Flash, SHUT UP + DANCE, Carl Craig. На диске также в компьютерном формате записана подборка видеолупов для “Vjamm”. Этот продукт широко пропагандируется и продается сейчас Ninja Tune.

В общем, жизнь на Ninja Tune кипит. Новые идеи, новая музыка и новые подходы. И знаете что? Мне кажется, что мы живем в замечательное время, время формирования новой философии жизни и искусства, когда человек является уже не механизированным роботом по производству продуктов потребления, а Творцом, который действительно живет для того, чтобы творить, а не для того, чтобы есть.

Ник Худяков

 

Интервью, взятое 1 октября, 1997
Раяном Шрейбером  у Джонатана Мора.

Мэтт Блэк и Джонотан Мор став ди-джеями в 1987 году, до того как это профессия приобрела такую бешенную популярность, позднее отошли от танцевальной музыки и в 1990 году создали лэйбл Ninja Tune, который стал выпускать лучшую в мире электронную музыку.

Pitchfork: Будучи одним из создателей современный электронной музыки каково видеть и ощущать себя частью новой волны электронной музыки?

Jon: В некоторых отношениях трудно. Все коммерциализировано, упаковано и выставлено на продажу, все сделано по шаблону. Я не хочу связываться с этим. Я не хочу чтобы на меня повесили ярлык. С нами уже пытались подобное сделать. Вроде: "Coldcut это группа из восьмидесятых". На вас пытаются навесить ярлык и засунуть в коробку. Так что на самом деле мне это не нравится.

Pitchfork: Звукозаписивающая индустрия всегда это делает. Они сделали это с альтернативной музыкой, с глэмом конца восьмидесятых, новой волной, диско и всем что до этого появилось.

Jon: Я хочу чтоб это выглядело вроде как мы все занимаемся серфингом - и кто-то попадает на маленький прекрасный остров, а все остальные на дорогущий платный пляж.(смеется) Я наверно неясно выразился.

Pitchfork: В чем преимущества в работе с компьютером, а не с гитарой?

Jon: Потому что можно взять все что тебе нужно и смешать это. Гитара мне не подходит так как она не может дать те вещи какие может дать сэмплер. Это возможность получить и сохранить как файл то что тебе надо. У меня такой образ мышления - услышал что-нибудь и сохранил это навечно, пока это не подойдет к какому-нибудь другому звуку. Возможно так я получу палитру звуков которые вместе зазвучат.

Pitchfork: Джелло Биафра был приглашен для работы над "Every Home a Prison". Какое влияние он на вас оказал?

Jon: На меня оказали влияние его тексты написанные после распада Dead Kennedys. Мне нравится то о чем он говорит и он мне нравится как человек.

Pitchfork: Что толкнуло вас к созданию интерактивного диска?

Jon: То над чем мы постоянно работали в течение последних шести-семи лет . Мы все время ищем новые направления и я считаю интерактивный CD-диск хорошим дополнением к музыке. Делать его было так же классно как было десять лет назад заниматься сэмплированием, когда все только начиналось. Это очень интересное новое дело. Нас интересует случайность и теория хаоса в музыке как противоположность танцевальной музыке. Использование компьютера скорее как полноправного участника творчества чем просто как инструмент.

Pitchfork: Вы можете научно объяснить, как все это работает?

Jon: Программное обеспечение для проигрывания находится на самом CD-диске. Оно основано на алгоритмических композиционных уравнениях, что означает что каждый раз вы получаете разные композиции и вы не можете повлиять на этот процесс.

Pitchfork: Я получил от этого много удовольствия. Вы, ребята, иногда бываете абсолютно непредсказуемы. Что вы думаете о людях вроде Dr. Octagon, которые подняли сортирный юмор до нового уровня?

Jon: Я был в Нью-Йорке и он дал мне послушать этот полный неприличного психоанализа диск. Это зависит от того как все сделано. Некоторые люди вроде Питера Кука и Дадли Мура из Англии могут избежать пошлости, а некоторые нет. У меня есть куча всяких записей с юмористами и рэпперами которые просто невозможно слушать.

Pitchfork: Сколько видеофильмов ты перелопатил чтобы найти все эти сэмплы для "I'm Wild About That Thing?"

Jon: Я не знаю. Немного я думаю. Это была трудная работа и мне нужен был человек который сделал бы ее. Этим человеком оказался Стив Стейн. Ему и пришлось сделать эту жуткую работу. Но кто-то же должен был её сделать, а Стиву просто неповезло (смеется).

Pitchfork: Какие чувства вы испытывали после создания Ninja Tune - лучшего лейбла на земном шаре?

Jon: Желание не стать частью продажной индустрии. Мэтт (Блэк второй член Coldcut) и я думали что мы серьезно разозлим их, так как мы не подходим под их мерки.

Pitchfork: Ninja Tunes выпускает много материала который большие звукозаписывающие компании никогда бы не выпустили, но тем не менее это самая лучшая музыка.

Jon: Я воспринимаю музыкальную промышленность как полировочную машину. На входе вы хороший грубо ограненный алмаз, а на выходе вы становитесь отполированным. Некоторые выйдут довольно блестящими, но другие раньше смотрелись намного лучше, до того как они были грубо обрезаны. Мы знаем что мы делаем и это смысл нашей жизни. Мы можем
выпускать хорошую музыку, которая иначе никогда бы не была услышана.

Pitchfork: Как вы находите все эти команды?

Jon: У меня нюх как у ниндзя. Я не знаю как это получается. Мы получаем пачки демонстрационного материала: кассеты, CD-диски, видео и прочее дерьмо. И мы стараемся прослушать все это, но это очень
трудно. И если вы - Ninja, то вы Ninja. Мы не выпускаем много разных альбомов. Мы любим
концентрироваться на людях которые уже работают с лэйблом, так что пробиться очень трудно. Если вы продолжаете делать попытки - если вы хотите быть Ninja, вы им станете.

Pitchfork: Если бы вы могли изменить свою жизнь - что бы вы сделали?

Jon: Я бы лучше занимался менеджментом. И я точно бы избавился бы от клипа "MY Telephone", пошлость которую к сожалению увидели зрители.

Pitchfork: После того как звукозаписывающая индустрия затолкала людям в уши столько электронной музыки, что похоже всем скоро станет дурно, что будет дальше?

Jon: Я думаю что джангл - незаконнорожденный ребенок техно и хаус разовьется во что-то вроде кошмарной диско-лихорадки (смеется). Это зависит еще от того какие новые наркотики будут изобретены.
Hosted by uCoz